Сегодня часто задают вопрос о том, как сегодня, в эпоху Интернета, живут бумажные газеты. В Москве немало выходит печатных изданий. Достаточно подойти к киоску, чтобы в этом убедиться. Вопрос в другом: люди вообще перестали читать. Это касается не только газет, но и книг, и журналов, и прочей печатной продукции.
Кстати, ещё несколько лет назад на тему выживания бумажных СМИ я беседовал с Владимиром Николаевичем Сунгоркиным, шефом «Комсомолки». Нашёл в своём архиве интервью с главой Издательского дома "Комсомольская правда". Оно и сегодня актуально, как мне кажется.
Основанная ещё в 1925 году газета «Комсомольская правда» в представлении не нуждается. Несмотря на смены исторических эпох, она по-прежнему олицетворяет собой один из самых любимых брендов не только россиян, но и жителей всего бывшего Советского Союза.
Легендарное издание с пятью орденами (Ленина - за номером один (!), Октябрьской Революции, Отечественной Войны 1-й степени и дважды - Трудового Красного Знамени) рядышком с узнаваемым названием и сегодня нарасхват.
Это касается и бывшей одной-шестой части суши (так, как известно, называли СССР), и многих других уголков планеты. Кроме того, с 1998 года заработал суперпопулярный интернет-сайт kp.ru, а с 2009 года — и топовая радиостанция «Комсомольская правда», которая вещает «до самых до окраин».
"Журналист нужен всегда!"
- Владимир Николаевич, сегодня тиражи бумажных СМИ падают. Как вам удается выживать? - поинтересовался я у главного редактора газеты и генерального директора одноименного Издательского дома «Комсомольской правды».
- «Комсомолку» мы развиваем в трех информационных средах. На бумаге, на сайте и на радио. Мы считаем, что это абсолютно правильная конструкция, которая охватывает 360 градусов.
Один и тот же материал можно услышать в эфире, прочитать в Интернете и увидеть в бумажной версии. Нашу радиостанцию в сутки включают (от Калининграда до Владивостока) порядка 1 миллиона человек.
На сайт ежедневно заходит где-то 2 миллиона со всего мира. Причем аудитории тут разные. Газету читает еще один 1 миллион. Таким образом, общая суточная аудитория - примерно 4 миллиона.
Это сопоставимо с федеральными телеканалами. Рекламодатели несут деньги и в газету, и на сайт, и на радио. Так что перспективы у профессиональных журналистов хорошие, поскольку они всегда будут нужны.
На Запада тоже пропаганда
- Сегодня российских журналистов на Западе часто называют пропагандистами.
- Да, если сравнить журналистику и пропаганду, то между ними есть что-то общее. Хотя знак равенства ставить нельзя. На мой взгляд, некое смешение «жанров» есть в любой стране мира.
Где бы журналист не жил, он всегда дает свою оценку событию. На Западе огромное количество болтунов и прочих специалистов по определениям, которые занимаются только тем, что навешивают свои ярлыки.
Их точно можно назвать пропагандистами. Смешно, что они российских журналистов называют пропагандистами только потому, что те поддерживают Путина.
А вот если журналист против Путина, то, выходит, он уже и не пропагандист вовсе. Какая-то чушь собачья получается!
Рынок диктует условия игры
- На ваш взгляд, какова главная задача журналиста? Некоторые считают, что задача в том, чтобы обслуживать тех, кто в настоящий момент находится руля государства. Другие говорят, что журналист всегда должен быть против власти.
- Знаете, каждый день всемирное информационное пространство выплескивает такую кучу событий!
Задача журналиста везде — и здесь, и там - совершенно одинаковая: в бурном и порой очень мутном потоке выбрать то, что интересно его читателю, его слушателю. И не более того!
Конечно, тут еще важно, как эту новость упаковать, подать. Наш информационный «треугольник» старается делать это по-боевому.
Людям такой подход нравится, о чем говорят хорошие рейтинги. Что касается власти, то, скажем, наш издательский дом с ней никак не связан.
Не дружит с властью
- Вообще?
- Я вам больше скажу: мы с российской властью даже не дружим. Хотя, понятное дело, если вы делаете СМИ, рассчитанные на массового потребителя, то, естественно, с властью нужно считаться.
И мы считаемся! Но в нашем случае это точно нельзя назвать дружбой. Мы с властью находимся в уважительных отношениях. Потому что любая власть это власть.
Она всегда может создать издателям кучу неприятностей. Это касается не только России, но и других стран. Вряд ли руководители влиятельных масс-медиа где бы то ни было вам скажут: мол, в гробу видали мы эту власть.
Государство нас не поддерживает, поскольку у нас частное предприятие. Мы работаем в условиях рынка. Именно он диктует свои правила игры. Как и все, мы тоже бегаем по рынку, ищем, где взять денег.
Тратим то, что заработали. Никакой строки в госбюджете о поддержке «Комсомолки» не существует. Вот вам и вся наша история! - отметил Владимир Николаевич.
Читайте другие материалы автора в тему:
Ветеран журналистики Илья Гейман написал книгу
Как Юрий Житлухин поймал кадр за хвост
Как печаталась газета "Вести Сегодня", или мой визит в типографию
Экскурсия в здание ТАСС на Тверском бульваре
Известный телеведущий Игорь Прокопенко об НЛО