Вера Николаевна Пашенная была известной актрисой, преподавателем актёрского мастерства, руководителем Студии Малого театра города Москвы. Актриса выступала на сцене более пятидесяти лет, убедительно воплотив роли сотни персонажей. По мнению многих критиков, она была одинаково талантлива и самобытна в драме, комедии, трагедии.
В Малый театр Вера Николаевна пришла в 1907 году, сменив Марию Ермолову и скоро стала ведущей актрисой. В настоящее время сказали бы, что Пашенная была очень популярной и любимой многими зрителями: о ней писали и говорили, ею восхищались.
Конечно, как у любой знаменитости, у Веры Николаевны были не только поклонники её таланта, но и завистники, недоброжелатели. В труппе театра часто судачили о сложном характере актрисы, говорили, что она не терпела, когда главные роли давали, по её мнению, не самым талантливым и ярким актёрам.
Если так случалось, то она не стеснялась на репетициях, делала замечания, добивалась, чтобы получивший роль актёр выкладывался на сцене, халтуры Пашенная не терпела. Актриса работала с великими мастерами сцены, её талант считал уникальным Михаил Царёв.
По приглашению Станиславского Вера Пашенная участвовала в зарубежных гастролях. Артисты Малого театра гастролировали по родной стране, выступали в театрах союзных республик, пионерских лагерях, воинских частях, побывали даже на Крайнем Севере.
Вера Пашенная снималась в фильмах по мотивам пьес М. Горького, А.Н. Островского. Роль Вассы Железновой в исполнении актрисы и в настоящее время считается непревзойдённой. Многие зрители запомнили Веру Николаевну в фильме «Звезда пленительного счастья», где она сыграла роль княгини Анненковой.
Фильмы с участием Веры Пашенной стали учебным пособием для студентов театральных училищ. Учеником Веры Николаевны был актёр Юрий Соломин. На вступительных экзаменах Пашенная поддержала юношу, он учился у неё на курсе и уже 63 года играет на сцене Малого театра.
Юрий Мефодьевич сам преподаёт актёрское мастерство, но до сих пор вспоминает свою великую преподавательницу, рассказывает о ней студентам. Конечно, он вспоминает, как Вера Пашенная извинилась перед его будущей женой Ольгой.
У Ольги были великолепные волосы и Вера Николаевна засомневалась, натуральные ли у девушки косы, а когда Ольга распустила волосы – Пашенная извинилась. Преподавателем Вера Николаевна была невероятно требовательным. По словам Юрия Соломина репетиции шли по 5- 6 часов.
Пашенная добивалась от студентов полного перевоплощения на сцене и повторяла, что зритель, заплативший деньги за билет, имеет право всё видеть, хорошо слышать и осознавать, что происходит на сцене. Студентам не нравилось, что Вера Николаевна во время репетиции делает большой перерыв – на 40 минут и даже на час.
Они не знали, что Пашенная уже была очень больна, испытывает невероятные физические боли. Во время перерыва дочь актрисы Ирина дела ей укол, чтобы немного облегчить состояние мамы. Дочь оберегала актрису от назойливых вопросов, любопытных взглядов, когда Вера Николаевна отдыхала в гримёрке, дожидаясь действия обезболивающего препарата.
Но об этом студенты и многие коллеги актрисы узнали после её смерти. Вера Николаевна ни единого раза не выдала себя, мужественно превозмогая физические страдания. Она работала, пока хватало сил держаться, а уходя дала советы студентам. Юрий Мефодьевич вспоминает, что они не знали, что это их последняя репетиция.
Прощаясь, Пашенная сказала, что уходя со сцены после спектакля, актёр должен оставить там кусочек своего сердца, тогда всё получится. Только когда Веры Николаевны не стало, многие узнали, что это она негласно помогала деньгами талантливым студентам, сама назначала им стипендию и выплачивала её, зная, что они нуждаются.
Она опасалась, что бедные студенты могут оставить учёбу из-за нехватки средств. Вера Пашенная тайно, через знакомых, передавала деньги пожилым коллегам. Актриса скончалась в 1962 году. Похоронили Веру Пашенную на Новодевичьем кладбище, как она и завещала, рядом с мужем, актёром Владимиром Грибуниным.
Долгое время на их общей могиле была установлена только памятная доска. Ученик Пашенной - Юрий Соломин считал это неправильным. Он был инициатором установки памятника актрисе. Художник Валентин Шихарев создал эскиз памятника. Он представил общее надгробие Пашенной и Грибунина в виде строгой простой стелы.
Великая актриса завещала, чтобы в оформлении памятника присутствовала копия её факсимиле, что и было выполнено. Памятник был установлен в 2012 году. Прошло девять лет и в настоящее время памятник Веры Николаевны Пашенной выглядит неухоженным: часть букв осыпалась, не читается фамилия, имя супруга актрисы.
В верхней части стелы от указания звания актрисы – Народная артистка СССР - осталось несколько букв, дата смерти актрисы также повреждена. Надгробие заросло сорняками. Наследников у Веры Николаевны не осталось, дочь Ирина Полонская – актриса, доцент театрального училища ушла из жизни в 1984 году, внук Владимир Сергеевич Сверчков - актёр и режиссёр скончался в 1973 году.
Кто должен ухаживать за надгробием актрисы? По моему мнению, актриса, оставившая богатое наследие в киноискусстве, достойна того, чтобы её надгробие было приведено в порядок и выглядело надлежащим образом.
Я считаю, что на этот факт должны обратить внимание в администрации Малого театра, а также не должны остаться равнодушными в Гильдии деятелей киноискусства. А как думаете вы? Какие работы актрисы Веры Пашенной в кино вам запомнились?
Большое спасибо, уважаемые читатели, за внимание к статье! Подписка, комментарии и лайки весьма приветствуются.