Жизнь многочисленных придворных в Версале была наполнена интригами, коррупцией, прелюбодейством и скандалами. Непристойных и даже жутких историй, в которых участвовали первые лица французского государства, их любовницы и прислуга, было настолько много, что ими можно было заполнить всю бульварную прессу.
Вот пара историй из бурной жизни французского двора, которые могли бы показаться выдуманными, если бы не произошли на самом деле.
Людовик XV выстроил отдельные апартаменты в Версале, где жили его любовницы
Мужчины королевских семей, как правило, вступали в брак по расчету. К браку могла вынуждать политическая обстановка в стране либо банальный расчет. Поэтому изначально от таких союзов не ждали, что супруги будут верны друг другу. Уже к 18-му веку любовницы мужчин семьи Бурбонов жили открыто, ничего не смущаясь, и даже получали титулы и огромные имения.
Специально для одной из своих многочисленных любовниц, мадам де Помпадур, Людовик XV построил отдельный дворец на территории Версаля – Малый Трианон, архитектура которого и убранство стали смесью вычурного рококо и только зарождающегося стиля неоклассицизма, впрочем, не менее великолепного. И да, апартаменты этого дворца были роскошными.
Но мадам де Помпадур скоропостижно скончалась от туберкулеза незадолго до того, как строительство было завершено, и влюбчивый Луи попросту передал его своей очередной любовнице, графини Дюбарри, которая тоже была штучка ещё та: достаточно сказать, что её появление на свет стало плодом греха между белошвейкой и монахом-францисканцем, и её титул – фикция, и всего лишь прихоть влюбленного короля.
Этот дворец и в наши дни является одним из самых ярких образчиков неоклассической архитектуры тех лет.
Самоубийство повара из-за рыбы, которую привезли с опозданием на королевский банкет
Частью повседневной жизни королевского Двора были банкеты. В организации таких банкетов было задействовано много людей и готовилось множество изысканных блюд. Свита могла исчисляться тысячами придворных и путешествовать из одного имения в другое. Поэтому для поваров всегда существовала проблема, где в новом городе достать все необходимые продукты для приготовления стола, достойного короля. На самом деле закупка продуктов для банкета была для них и чиновников Двора сущим кошмаром.
Франсуа Вате́ль, организатор, распорядитель, менеджер (как принято сейчас говорить), швейцарец по крови, служивший сначала у министра финансов Фуке́, после подвизавшийся при дворе принца Конде́, отвечал именно за закупку провизии для королевских банкетов. В 1671 году Вателем был организован банкет для короля и его свиты общим числом в 2000 человек.
Всего лишь за день до банкета один из поставщиков провизии сообщил Вателю, что привезет мало рыбы, и её не хватит для приготовления задуманных блюд. История сохранила письмо маркизы де Севинье́, где она пишет, что Ватель был ужасно расстроен тем, что организация банкета, по его мнению, провалена.
В состоянии паники и душевного расстройства, опасаясь позора, он не нашел ничего лучше, чем нанизать себя на шпагу в продуктовой кладовой. Справедливости ради следует сказать, что уже на следующий день выяснилось – поставщик ошибался, рыбы оказалось достаточно для банкета, да привезли ещё из пары мест.
Маркиза де Севинье, будучи приглашенной на тот злополучный обед, писала, что Ватель по своим дарованиям и уму вполне мог заменить на его посту первого министра короля. Но, как видим, чувство этикета возобладало перед чувством долга.
От знаменитого повара и метрдотеля, как гласит легенда, нам достался знаменитый крем Шантийи (сливки, взбитые с сахаром и ванилью), и пусть это не совсем правда, всё же память об этом удивительном человеке, рыцаре изысканной гастрономии, жива по сей день...
#история #культура
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: