Главная проблема современного школьного образования - устаревшая #образовательная концепция.
Что мы имеем на сегодняшний день в качестве основы образовательного процесса? Мы имеем Обязательное Всеобщее (Массовое) #Среднее Образование.
Ни одно из этих слов, само по себе, отторжения не вызывает. Ничего нет плохого в том, что все граждане - массово - в обязательном порядке получают #образование. Но давайте разберёмся не в терминах, а в том, что за ними стоит.
Во-первых, когда и как оно возникло? В качестве исторического прецедента – в Иудее первого века нашей эры. Талмуд приписывает эту заслугу иудейскому первосвященнику Иешуа бен Гамла, который «…пришёл и указал, что в каждой области и в каждом городе для маленьких детей должны быть назначены учителя, и что дети должны поступать в школу в возрасте шести или семи лет».
Ну, евреи – они и есть евреи. В Европе же к учреждению обязательного образования первым призвал Мартин Лютер, в 1524 году, в своём программном тексте An die Ratsherren aller Städte deutschen Landes (К Членам Всех Городских Советов в Германских Странах). Идею подхватили: в 1559 году #обязательное образование вводит Вюртемберг, - правда, только для мальчиков, - а в 1592 г. Пфальц-Цвейбрюккен становится первой в мире территорией, в которой образование обязательно и для мальчиков, и для девочек.
Какова цель? Всё понятно: протестантская Реформация → слово Божье из прерогативы католической элиты превращается в достояние масс → надо, чтобы КАЖДЫЙ прихожанин мог самостоятельно читать Библию → ВСЕ должны уметь читать. Не писать философские трактаты (и даже вообще не писать); не делать математические расчёты; всего лишь – ЧИТАТЬ.
Но не надо думать, что современная #школьная система так стара. Нет, она ведёт свою родословную не от Лютера. То есть, ей не пятьсот лет от роду. Всего лишь двести пятьдесят.
Начало привычной нам унифицированной системе обязательного образования было положено 12 августа 1763 года, когда Фридрих Великий издал «Прусский королевский генеральный регламент сельских школ» (Königlich Preußische General-Land-Schul-Reglement) - об обязательном начальном образовании для всех протестантов, в возрасте от 5 до 13 или 14 лет, проживающих в сельской местности. Почему в первую очередь в сельской? – потому, что… армия нуждалась в грамотных офицерах: Семилетняя война выявила их катастрофическую нехватку. А офицерский корпус пополнялся в основном за счёт сельского населения.
Реальным автором документа был евангелический священник и педагог Иоганн Геккер. Человек продвинутый и во всех отношениях достойный; при этом, вполне себе носитель идей своего времени и своего круга: «Школы, которые подготавливают к университетам, должны быть одного типа; которые готовят хороших горожан, ремесленников, предпринимателей — другого». «Наше основное внимание направлено на молодых людей, которые не собираются учиться в университете, и которых мы всё же считаем способными к письму, торговле, прочим экономическим профессиям, искусству, работе на мануфактуре, в сельском хозяйстве и пр.»
Что же предписывалось «регламентом Фридриха-Геккера»?
· #Всеобщее образование: если родители не отдают детей в школу, то на них налагаются штрафы (§ 10)
· Единая программа (§ 17)
· Единый распорядок прохождения уроков (§ 19)
· Единые учебники: всё множество местных учебников (которые отличались даже от деревни к деревне) должны быть заменены одобренными Оберконсисторией едиными учебниками (§ 20)
· Надзор за школой: местные священники должны инспектировать школы по два раза в неделю (§ 25).
Как говорится, найди десять отличий…
Поначалу регламент практически не выполнялся. Учителей не хватало (а имевшиеся были ужасающе безграмотны и получали нищенскую зарплату), классы были переполнены, школьные помещения в плохом состоянии (вот как плохо было всё в Пруссии XVIII века!). Однако в итоге прусская система добилась больших успехов: реализовала обязательное посещение занятий, обзавелась специально подготовленными учителями, предписанным общенациональным учебным планом и системой тестов для каждого класса.
И распространилась на всю Европу, а затем и США.