Найти в Дзене
Психолог из детсада

Психологическое обследование ребенка при разводе родителей, заключение психолога. Случай из дошкольной практики

Оглавление

Не каждая семья, переживающая ситуацию развода, обращается к психологу в детском саду. Сор из избы выносить, понятное дело, не хочется.

Развод родителей – это всегда стресс для ребенка. Кто-то становится агрессивным, кто-то истероидным, а кто-то замыкается в себе. Но и при ощутимых изменениях в поведении ребенка, родители не всегда идут на контакт с психологом в детском саду. Стараются найти сами пути выхода, верят, что это временные явления и как только все утрясется – поведение малыша вновь станет нормальным.

Однако если в процессе бракоразводного дела требуется разделить не только имущество, но и определить, с кем будет проживать ребенок – заключение психолога может сыграть в суде решающую роль. В этом случае родители сами формулируют запрос на проведение обследования ребенка.

Приведу случай из практики. Все имена, отраженные в результатах обследования – условны.

С запросом обратился отец трехлетней Маши, объяснив ситуацию следующим образом:

С матерью девочки не проживаю уже два года, но развод стали оформлять только сейчас. Дочь воспитываю практически сам, еще помогает моя мама и сестра. Маму малышка видит крайне редко, хотя никто не запрещал им никогда общаться. Даже отдельная комната для жены есть в доме. Супруга просто приезжает на день-два из соседнего города, гуляет с девочкой по городу и, уехав, пропадает на несколько месяцев. Боюсь, суд присудит трехлетнего ребенка матери, а ведь никакого воспитания там точно не будет.

Задача психолога – беспристрастно относясь к обеим сторонам бракоразводного процесса, обследовать ребенка, не задев его психику.

Цель обследования: выявление восприятия девочкой внутрисемейной ситуации, отношение к каждому члену семьи.

Заключение в этом случае я готовлю подробное, развернутое, прикладываю ксерокопии протоколов бесед, методик.

Обследование проходило в три этапа. При каждой встрече предлагалась одна-две методики и игровые действтия с фигурками "Семья".

Игровой набор "Семья" – важный помощник при диагностике
Игровой набор "Семья" – важный помощник при диагностике

Из заключения

На предварительной беседе девочка охотно пошла на контакт, рассказала что живет с папой, бабушкой, тетей, Ваней (сын тёти). И «Мама у меня еще в комнате живет!» – добавляет девочка в конце. Девочка дает положительный ответ на вопрос хорошо ли дружно все живут. Говорит, что её никто не обижает. Играть и смотреть мультики она любит с Ваней, гулять с бабулей, конфеты есть – сама.

На первом этапе была предложена проективная методика «Мир мамы, мир папы» (Источник: Баландина Л.А.,Гаврилова В.Г., Ничипорюк Е.А.Диагностическая работа в детском саду. Ростов-на-Дону, 2005 г.).

Пример выполненного задания по методике. Мальчик, 5 лет
Пример выполненного задания по методике. Мальчик, 5 лет

Поскольку, в силу возрастных особенностей, у девочки еще не наработаны графические навыки, рисунок сделан преимущественно рукой психолога по указаням, которые давала в процессе диагностики Маша.

Вначале взрослый нарисовал два больших холма с левой и с правой стороны листа и два маленьких в центре. На одном из больших холмов предложено было нарисовать маму, а на другом – папу. Девочка охотно откликнулась на это предложение, указав, что папа будет нарисован здесь (с левой стороны листа), мама – здесь (с правой стороны листа).

Вначале Маша выразила желание нарисовать папу. Затем маму. В процессе рисования фигур обеих родителей у девочки преобладает позитивное отношение, она охотно дает пояснения, какие волосы, одежда, лицо у папы и мамы. Обеим родителям девочка выбирает нарисовать хорошее, веселое настроение. Выражает желание самой раскрасить одежду папы зеленым карандашом.

Далее, игнорируя вопросы психолога о том, какой будет одежда мамы, говорит о том, что нужно раскрасить землю, рисуя сначала зеленым, затем желтым, а потом берет для этого и розовый карандаш. При этом значительно выходит за контуры.

На вопрос взрослого: «Где мы нарисуем тебя?» показывает на маленький холмик рядом с большим холмом, на котором нарисован папа. Комментарии девочки в процессе: «Я еще маленькая, вот такая (показывает на листе). Нарисуй мне длинные волосы. Я одета буду в кофту и колготки». На предложение психолога написать, кто с кем, про что разговаривает, девочка откликнулась охотно. Она отметила, что «папа разговаривает со мной», но какой либо диалог воспроизвести не смогла: «Я не знаю, про что они говорят» - сказала Маша, указывая на «облака». На вопрос психолога: «Вы говорите о чем-то веселом или о чем то грустном?», ответила, что о веселом.

Далее девочка выразила желание раскрасить себе одежду, затем «облака», нарисованные для диалога, провела еще две диагональные линии посредине листа, пояснив, что это «такие веревки висят». На указание психолога, что «мы еще ничего не рисовали там, где мама», девочка, взяв простой карандаш, с легким нажимом провела несколько линий по лицу, не дав пояснений, после этого потеряла к рисунку интерес, переключившись на игровую деятельность.

Вывод: аффективной привязанности или полного эмоционального отторжения не выявлено ни к одному родителю. Эмоциональную привязанность в рамках возрастной нормы девочка выражает к папе, образ мамы в восприятии девочки не играет доминирующей роли, свойственной возрасту 2-3 летнему ребенку, воспринимается отстраненно.

Этап второй: беседы с использованием стимульного материала фрагментов теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), игровая методика «Семья».

Использование стимульного материала теста тревожности – не принесла результата. Девочка в силу еще малого возраста не проецировала изображенные ситуации на себя и свою семью, выразила желание только раскрасить картинки. Игра «В семью» наоборот заинтересовала девочку, позволила выявить много моментов, связанных с внутрисемейными отношениями. Психолог, в процессе разыгрывания сюжета с фигурками, ставил перед девочкой проблемные ситуации, фиксируя выбор девочки:

1.

– Девочка хочет поиграть. Кто с ней её будет играть? Ответ: Ваня.

– А кто из взрослых? Ответ: Никто

2.

– Девочка одевается и пойдет сейчас гулять. Кто же с ней пойдет гулять? Ответ: Бабуля.

3.

– Девочка пришла с прогулки, и будет смотреть мультики, кто же с ней еще будет смотреть?

Ответ: Ваня (из взрослых никого не выбирает)

4.

– Однажды девочка была дома одна, а потом кто-то пришел, и она очень обрадовалась. Кто же пришел?

Ответ: Папуля любимый.

5.

- Девочке пора купаться. Кто её будет купать? Ответ: Бабуля

6.

– Девочка хочет пойти в магазин. Что же её там нужно купить? Ответ: конфетки

Далее Маша говорит, что они не пойдут, а поедут в магазин на машине с папой. На предложение взять с собой в магазин кого-то еще, девочка отказывается. На прямое предложен е взять с сбой маму – опять отказывается. Хотя в процессе игры в магазине конфеты покупаются всем, и далее девочка разыгрывает не несложный сюжет, раздавая всем «членам семьи» «конфетки». Последовательность: папе, Ване, бабуле, тёте, маме.

7.

– Ой, девочка бежала, упала и ударилась? Кто же её пожалел? Ответ: Бабуля

А если девочка заболеет, кто же её будет лечить? Ответ: Бабуля, будет давать сироп от кашля, чтобы не кашлять. А папа рядышком сидеть и лобик трогать.

– Кто-то приготовил обед и зовет девочку есть. Кто приготовил обед?. Ответ: Бабуля. Кто сел за стол обедать? Ответ: я и Ваня. Далее эту тему девочка развивать не хочет, возможно, тема принятия пищи для неё еще не слишком привлекательная.

8.

– Девочке пора спать, она ляжет одна или с кем то? Ответ: с бабулей.

Но на деле, девочка укладывает фигурки следующим образом: первым ложится спать папа, затем рядом девочка, чуть подальше – бабушка, тетя, и еще дальше – мама.

Данный поступок девочки можно оценить как позиции явного предпочтения папы, так и проявления Эдипова комплекса, свойственного всем детям данного возраста: дети предпочитают более тесные телесные контакты с родителями противоположного пола.

Вывод: доминирующую роль в большинстве игровых ситуаций, которые отражают повседневный опыт девочки, играет образ бабушки. Образ папы – воспринимается позитивно, образ мамы – отстраненно-нейтральный.

Этап третий: Рисуночный тест «Превращаем пальчики в членов семьи» (авторская методика), проективный тест «Разное настроение» Рене Жиля.

Девочка охотно разрешила нарисовать свою ручку, но не сразу поняла, как можно пальчики превратить в членов семьи. После дополнительных инструкций, согласилась «превратить» мизинчик в себя. Безымянный пальчик, Маша решила превратить в тётю, не сразу вспомнив её имя – Надя. Для рисунков девочка выбирает яркие цвета: фиолетовый, розовый. Следующий, средний палец девочка пожелала превратить в папу. Выбрав для рубашки – желтый цвет, для брюк цвет сама подобрать не могла – «Я не знаю, какие у него брюки», согласилась на коричневый. Девочка сразу вспомнила, что «Папочку моего зовут Папа Коля».

Далее девочка выразила желание нарисовать маму, выбрав указательный палец, взяв фломастер черного цвета, при этом она отметила: «Я мамочку свою люблю». Была нарисована голова, ноги, глазки и ротик. Предложение нарисовать маме платье, тоже красивое, как у неё – девочка отказалась. На вопрос, как зовут маму, ответила сразу: «Мама Юля». Интерес к этому рисунку быстро угас, девочка стала рисовать точки и линии на свободном пространстве. Про последний пальчик она сказала «Это никто».

Вывод: при рисовании мамы проявляется фрустрационное желание сблизиться (желание, которое невозможно удовлетворить в силу неосознаваемых обстоятельств), словесно выражается любовь, но графическому образу уделяется гораздо меньше внимания, чем образу тёти и отца, при этом выбирается не выбранный ранее для других рисунков черный цвет. Возможно, формируется механизм психологической защиты по принципу «вытеснения», в силу неудовлетворения базовых потребностей в эмоциональной близости с матерью.

Проективный тест «Разное настроение» Рене Жиля не дал результата. В силу возрастных особенностей девочка может дифференцировать настроение, как «хорошее, плохое, веселое, злое, боится», но не может спроецировать его на свое эмоциональный опыт (не дала ответов, когда у неё бывает такое настроение) и опыт челнов семьи (не дала ответов, у кого еще бывает такое настроение, почему) – большинство картинок связала со сказкой «Три поросенка».

Далее девочке было предложено рассадить фигурки из набора «Семья» за праздничный стол. Рядом с собой она сажает папу, затем бабулю, Ваню. Берет женскую фигурку, сначала говорит, что это мама, затем тут же «Ой, нет. Это тетя». Берет еще одну женскую фигурку, долго вертит ее в руках, потом отставляет в сторону, поясняя «Больше за столом никому не нужно сидеть».

Психолого-педагогическое заключение

В процессе всех этапов обследования эмоциональный фон у девочки приподнято-позитивный, стабильный, она активно выражает познавательный интерес, проявляет самостоятельность, активность. Все три этапа обследования показали, что внутрисемейную ситуацию Маша оценивает как положительную, эмоционально-комфортную для себя. Наибольшую привязанность выражает к бабушке, отцу, двоюродному брату Ване, в меньшей, но значимой мере к тёте. Образ мамы игнорируется в двух методиках, в последней проявляется фрустрационно-эмоциональное отношение, просматривается проявление эмоциональной отдаленности от мамы.

Еще в помощь: #документация психолога из детсада 

P.S. Обследовать ребенка трехлетнего возраста на вопрос выявления восприятия внутрисемейной ситуации – сложная задача. У судебных органов не возникло вопросов по данному заключению. А оно сыграло весомую роль при расторжении брака. Поэтому привожу его в в своем блоге, в помощь коллегам. Ваш Психолог из детсада.