Найти тему
Журнал МОСТ

Архитектор Сергей Чобан: человек, меняющий облик России и зарубежья

Башня «Федерация» в Москва-сити, кинотеатр «Кубикс» на Александерплац, штаб-квартира Coca-Cola — дело рук Сергея Чобана, российско-немецкого архитектора, и его компании Tchoban Voss Architekten. В чем заключается успех Чобана и как он помогает развиваться молодым специалистам — рассказываем в нашем материале.

Что нужно знать о Сергее Чобане?

Сергей Чобан родился в Ленинграде, где окончил Институт Академии Художеств СССР им. И.Репина. В 1990 году Чобану удалось организовать две выставки своих проектов в Германии, что стало отправной точкой к его успеху. Молодого профессионала заметили в гамбургском архитектурном бюро Nietz, Prasch, Sig и предложили работу в компании.

Nietz, Prasch, Sig проектировало торговые комплексы, гостиницы, бизнес-центры. Спустя три года работы в компании Сергей стал руководителем главного филиала в Берлине. За время работы в Германии Чобан создал несколько проектов, которые принесли ему известность. Один из них — разработка нового облика Александерплац. Архитектор реконструировал торговый центр Berolinahaus 1992 года и построил кинотеатр Cubix — первое здание, возведенное на площади с момента объединения Германии.

Спустя несколько лет название компании Nietz, Prasch, Sig заменила аббревиатура NPS, и архитектурное бюро обрело новое имя — NPS Tсhoban Voss.

Переезд за границу Сергей считает одним из важнейших событий в жизни. «Это позволило мне в сложное время научиться важным основам профессии, профессионально меня укрепило», — рассказывал он в интервью.

В 2000-х Чобан вернулся в Россию и открыл в Москве архитектурное бюро «Чобан и партнеры». С 2006 года под руководством Чобана и Сергея Кузнецова  существует архитектурное объединение SPEECH, а с 2008 года – одноименный архитектурный журнал. Сейчас Сергей продолжает реализовывать проекты для России и Европы, многие из которых удостаиваются общественного признания. Однако главным своим достижением Чобан считает преданность творчеству: «Профессия архитектора связана с большой ответственностью, в том числе финансовой, и люди перестают решать творческие задачи, а решают преимущественно финансово-организационно-менеджерские. Я считаю для себя большим достижением, что на этом пути я все-таки продолжаю решать творческие задачи».

Проекты Чобана

В 2018 году Сергей получил Европейскую премию в номинации «Архитектура». Награда присуждается лучшим архитекторам Старого света за концептуальный, интеллектуальный и художественный подход к проектированию городской среды. Учредители премии отметили современные методы строительства и уникальное дизайнерское видение Сергея, а также его значительный вклад в современную архитектуру.

300 метров над уровнем Москва-Сити

«Федерация» стала первым российским проектом Сергея Чобана. В 2002 году руководитель крупной девелоперской компании «Миракс Групп» Сергей Полонский получил разрешение на строительство 300-метрового небоскреба. На проектирование башни был объявлен конкурс: помимо Сергея, в нем участвовали франкфуртское архитектурное бюро Novotny Mahner Assoziierte и французское Valode & Pistre.

Чтобы увеличить шансы на победу, архитектор пригласил немецкого специалиста Петера Швегера, у которого уже был опыт в строительстве небоскребов. В финал конкурса вышли проекты Чобана-Швегера и Novotny Mahner Assoziierte, но победу все же одержал Чобан.

«Федерация» — это не один, а сразу два небоскреба, объединенные цокольной площадкой, площадью всего 10 730 квадратных метров. При этом общая площадь комплекса — больше 440 000 квадратных метров. Сами здания напоминают обращенные друг к другу корабельные паруса и называются «Восток» (97 этажей) и «Запад» (63 этажа).

Внутри небоскреба расположены торговые галереи, офисы, рестораны, wellness-клуб, апартаменты и даже трехуровневый пентхаус со стеклянным куполом вместо крыши. Чтобы все системы «Федерации» работали как часы, проектировщики разработали инженерные решения:

1. в главном небоскребе Москва-Сити 67 скоростных лифтов, которые поднимают пассажиров на 93 этаж всего за 55 секунд;

2. забор воздуха для апартаментов производится на 61-62 и 87-88 этажах, поэтому по чистоте он приравнен к загородному;

3. высокая степень огнеустойчивости бетона, который использовался для строительства «ядра» башни, позволяет стенам выдерживать воздействие температуры до 800 градусов на протяжении 240 минут.

-2

Башню «Федерация» Сергей Чобан считает своим одним из самых успешных проектов, ведь именно она принесла ему известность в России. Если раньше его знали только в узком кругу профессионалов, то после строительства небоскреба Чобан стал настоящей звездой современного архитектурного творчества.

Стеклянный купол для Петербурга

«Невская ратуша» — один из проектов, реализованных Сергеем в Северной столице за последние годы. Его главной целью было объединение под одной крышей городских служб и департаментов, то есть создание нового административного центра Петербурга.

Над проектом Чобан работал вместе с архитектором Евгением Герасимовым. За плечами у специалистов был пятнадцатилетний опыт совместной работы: жилой комплекс «Дом у моря», банк «Санкт-Петербург», комплексы «Санкт-Петербург Плаза» и «Электрик-Сити». «У нас довольно схожее отношение не только к архитектуре, но и к организации рабочего процесса, да и, пожалуй, к жизни. Наши идеи дополняют друг друга, позволяют каждому из нас взглянуть на тот или иной проект под другим углом», — рассказал Герасимов.

Здание «Невской Ратуши» представляет собой административно-деловой квартал на пересечении Дегтярного переулка и Новгородской улицы. Несколько зданий сочетают в себе течения современной архитектуры и петербургских традиций. Проектировщики стремились сделать комплекс доступным не только для чиновников, но и для обычных жителей города — в этом заключается главная особенность «ратуши». Здание наполнено множеством общественных пространств, чтобы люди могли наблюдать за работой администрации и свободно пересекать атриум комплекса.

Сделать пространство прозрачным было главной задачей архитекторов. Работа госслужащих оказывается «на виду» за счет остекления и расположения кабинетов. Эффект прозрачности усиливается и с помощью панорамного лифта, которым может воспользоваться любой человек. Через телевизионную студию, где чиновники общаются со СМИ, лифт поднимает пассажиров под стеклянный купол, откуда открывается вид на город.

-3

Благодаря «Невской ратуше» облик Петербурга обрел новые оттенки, не потеряв при этом своего величия и благородства. Сами создатели называют «ратушу» примером новой архитектуры с петербургским акцентом.

Неоновый кинотеатр для Александерплац

Cubix — первое здание современной архитектуры, появившееся на Александерплац после падения Берлинской стены. Уникальность здания заключается в его структуре, обычно не свойственной кинотеатрам.

Здание имеет 11 уровней, 5 из которых фасадами обращены к центральной площади и имеют панорамные окна. Каждый уровень кинотеатра — настоящая смотровая площадка, с которой открывается вид на Берлин. Лестница, эскалатор и лифт атриумного типа связывают все этажи, включая подземные, и образуют фойе высотой 24 метра.

-4

Cubix, на первый взгляд, напоминает легендарный Берлинский кинотеатр Roxy, спроектированный архитектором Мартином Пуницером. Главной особенностью Roxy было оформление с помощью искусственного цвета, что присутствует и у Cubix. Однако Сергей Чобан понимал, что простое копирование не принесет успеха. Поэтому помимо неоновых элементов и светящихся кубов на некоторых этажах в кинотеатре появились круглая стеклянная касса и полусферический информационный пункт.

Все же главной особенностью Cubix остается фасад, выполненный из материала Nero Impala, похожего на черный гладкий гранит. На его фоне особенно эффектно смотрится неоновая вывеска «I BELIEVE ONLY WHAT I SEE ONLY WHAT I BELIEVE» («Я верю лишь в то, что я вижу лишь то, чему я верю») — световая инсталляция художника Джулиана Розефельда.

Кому и как Чобан оказывает поддержку?

«Специалисты до 35 лет в России слабо вовлечены в активное проектирование», — утверждает Сергей. В 2017 году он реализовал идею первой молодежной архитектурной биеннале.

Инициативу проведения конкурса поддержали Министерство строительства и президент Татарстана Рустам Минниханов. Его помощник Наталия Фишман, соорганизатор проекта, подчеркнула, что Татарстан — один из немногих регионов, где занимаются поддержкой молодых архитекторов, поэтому республике было важно откликнуться на помощь в организации биеннале. «Мы сознательно вовлекаем в дискуссию не только Москву, но и всю Россию. Ведь в Москве сейчас ситуация довольно благополучная, во многом благодаря деятельности Москомархитектуры последних лет. А вот многие другие регионы нуждаются в поддержке», — добавил Чобан.

Участвовать в биеннале могут российские архитекторы от 18 до 35 лет, но гражданство не принципиально. Важно, чтобы специалист работал в России и имел самостоятельно выполненные проекты. По итогам конкурса портфолио отбираются финалисты, каждый из которых получает финансовый грант на реализацию проекта согласно теме биеннале.

21 июня стартовала регистрация участников на третью молодежную архитектурную биеннале. «Рабочее пространство будущего» — так звучит тема конкурса в этом году. Увидеть экспозицию проектов финалистов и услышать имена победителей мы сможем уже этой осенью, 23 октября, в городе Иннополис, Татарстан.

Триеннале текстильного искусства в «Царицыно»

С 8 июля 2021 года в государственном музее-заповеднике «Царицыно» проходит Триеннале текстильного искусства. На выставке можно увидеть тенденции изменений гобелена и проследить, как полотно превращается в настоящий арт-объект. Работы участников Триеннале из Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Финляндии, Германии, Норвегии и Казахстана отбирал архитектор Сергей Чобан.

Художественный текстиль экспонируется не только в музейных залах, но и в царицынском парке, на прудах, островах и даже в подземном археологическом пространстве. Такой подход позволяет подчеркнуть скульптурность текстиля, его многогранность и способность адаптироваться под любые пространства.

«Мы предложили использовать для развески прозрачные решетки из просечного металла, которые по своей структуре визуально воспринимаются как некое продолжение текстильной поверхности. Кроме того, это позволило нам показать гобелен и с обратной стороны тоже, показать большое количество труда, вложенного в создание этих произведений», — рассказал Сергей Чобан.

Продлится Триеннале до 10 марта 2022 года.

Сотрудничество TCHOBAN VOSS и УК «Теорема»

Уже несколько лет Сергей Чобан сотрудничает с петербургской управляющей компанией «Теорема», которой руководит Игорь Водопьянов. С 1997 года «Теорема» занимается строительством бизнес-центров и их управлением. Среди таких БЦ — «Лагензипен», «Обуховъ-Центр», «Бенуа», «H2O». Все они были спроектированы архитектурным бюро TCHOBAN VOSS.

«Мне очень дороги здания, которые я проектировал и проектирую для Игоря Водопьянова. Он являет собой пример очень креативного заказчика. И я думаю, что совместная работа с ним приносит очень хорошие результаты», — говорит Сергей. Проекты Чобана для «Теоремы» не раз удостаивались наград всероссийского уровня: CRE Moscow Awards (премия в области коммерческой недвижимости), «Дом года».

В 2021 году завершилось строительство масштабного бизнес-парка «Полюстрово». На его территории расположены 6 офисов — «Зима», «Лето», «Осень», «Бенуа», «Феррум», «35-й корпус», а также жилой комплекс премиум-класса.

-5

Большое внимание при проектировании «Полюстрово» было уделено и общественным пространствам. Особые места в парке — первый в мире цирк для хулиганов «Упсала-Цирк» и центр «Пакитан» для детей с особенностями в развитии. Летом «Упсала-Цирк» проводит для горожан мероприятия на открытом воздухе.

«Я развиваюсь, и это основное достижение»

Сейчас Чобан продолжает проектировать для России, Германии, Италии и других стран мира. По мнению самого архитектора, секрет успеха заключается в постоянном развитии. «Я развиваюсь, и это основное достижение», — говорит Сергей.

Благодаря Чобану возможность развиваться получают и сотни молодых архитекторов России. Молодежная биеннале стала отличным трамплином для успешной карьеры нового поколения специалистов, а также мощным двигателем прогресса в мировом архитектурном творчестве.