Чайки прилетели на пока не оттаявшее озеро тысячной стаей и теперь отдыхали вдали от берегов. Они уже выбрали места для своих колоний, совсем недалеко отсюда, но лишь некоторые пары уже приступили к постройке гнёзд. Заросшие рогозом небольшие заводи полей фильтрации, отделённые от большой воды озера крепкими берегами, как нельзя лучше подходили для спокойного высиживания яиц. Топкие островки были недоступны для наземных хищников, а от пернатых грабителей чайки защищались сообща.
Создаются колонии не в один день. Сначала к постройке гнёзд на удобном участке приступает одна или несколько пар чаек. Позже, вокруг них начинают строительство другие птицы. Первые поселенцы могут уже воспитывать птенцов, когда те, что оказались на периферии только недавно начали откладывать яйца. Гнезда у чаек располагаются на кочках рогоза, полузатопленных брёвнах и досках, низких островках. На суше птицы могут ограничиться устройством только лотка, где будут лежать яйца, но среди воды вся гнездовая постройка имеет внушительные размеры. Возле колонии часто гнездятся утки, нырки, лысухи, поганки, кулики. Тихими озёрных чаек назвать никак нельзя. Тишина в их колонии бывает разве что ночью. Но птицы, выбравшие соседство чаек всегда знают заранее о приближении опасности
Чайки – общественные, но вздорные птицы. А ранняя весна, когда прилетевшие на родину чайки только начинают образовывать пары, строить гнезда и насиживать яйца – самая активная пора, когда в колонии стоит нескончаемый гвалт от голосов многих птиц. Здесь устраиваются свадьбы, происходят жестокие драки или невинные потасовки, а рядом устраиваются почистить пёрышки и искупаться в воде холостые птицы или те из партнёров, кто отдыхает. В этот период над колонией часто летают не только чайки, что устроили здесь гнезда, но и масса молодых особей. Годовалые птицы не всегда приступают к размножению в первое лето. Они имеют светлые пятна на тёмной голове, тогда как у взрослых чаек голова полностью тёмно-коричневая. Молодёжь тоже пытается принять участие в жизни колонии, но устроившие здесь гнёзда чайки гонят их прочь, подальше от своей «бесценной» кладки. Наблюдать за птицами в колонии весьма интересно.
Чайки имеют целый ряд церемониальных поз и, запомнив их, легко разобраться, что там происходит. В общем, скучать рядом с колонией не придется. Даже насиживая яйца, между партнёрами сформировавшейся пары возникает обмен приветствиями и демонстрация хорошего отношения друг к другу. Ещё задолго до появления птенцов у птиц, состоящих в паре, наблюдается ритуальное кормление самки самцом. Взрослые чайки в брачном наряде имеют тёмно-красные ноги, а такого же цвета клюв. Общий тон всего остального пера – белый, и лишь спина и крылья голубовато-сизые. Тонкая белая полоска вокруг глаза, чуть сзади, выше и ниже, дополняет облик чайки в брачном наряде. В момент долгого крика, который предупреждает соседа о намерениях, хорошо виден и тёмно-красный зев птицы. Для гнездовой колонии характерны эти протяжные крики чаек, когда птицы в наклонной позе обращаются с угрозой или предостережением к себе подобным.
Последние полсотни лет количество озёрных чаек повсеместно увеличивается. А как вид, они успешно расселяются. Виной тому необычайная непритязательность чаек в выборе кормов и удивительная приспособляемость птиц при выборе мест для колоний. В природе чайки часто меняют кормовые объекты в зависимости от их доступности. Так ранней весной стаи этих птиц следуют за пашущими поля тракторами, подбирая на пахоте, подобно грачам, мышей и дождевых червей. Летом птицы переключаются на расплодившихся беспозвоночных, в числе которых личинки жуков, стрекозы и двукрылые. Осенью они добавляют в свой рацион больше рыбы. Но рядом с большими городами озёрные чайки часто становятся постоянными посетителями огромных свалок, где находят себе подходящие корма. Изобилие легкодоступного корма делает благоприятным создание больших колоний рядом с мегаполисами. Озёрные чайки занимают для устройства гнёзд только подходящие участки рядом со стоячими водоёмами, заросшие прибрежной растительностью. Но если учесть, что птицы могут летать за кормом на большие расстояния (например, наблюдатели отмечали их перелёты за кормом на дистанцию до 40 километров), то найти такую безопасную площадку для них не проблема. Поймы больших рек, болота и озёра, а рядом с городами и территории очистных сооружений заселяются птицами ежегодно, если чаек не тревожат.
К сожалению, среди людей бытует мнение, что чайки приносят вред рыбоводству, а также могут переносить опасные заболевания, после того, как кормятся на свалках. Зачастую птиц отстреливают даже в черте города, то ли по злому умыслу, якобы чтобы предотвратить распространение инфекций, то ли по глупому желанию просто «пострелять в живое». Сказать, что негуманно стрелять птиц на гнёздах, видимо недостаточно для прекращения этого варварства, потому как, прикрываясь разными предлогами, вроде «птичьего гриппа», это происходит ежегодно. Чайки – это одно из звеньев в цепочке пищевых связей между организмами. Если вырвать одно звено, то изменится вся цепочка. Людям следует понимать это.