На сегодняшний день в Сирии нет официальной религии. В Конституции страны, а именно в статье 3, в качестве религий, действующих на территории государства, юридически закреплены три: ислам, христианство и иудаизм. Декларируется свобода вероисповедания, однако указывается (в той же Конституции), что Президент Сирии исповедует ислам.
Говорить о том, сколько приверженцев той или иной религии проживает в Сирии, следует с оговорками. Все статистические данные относятся к 2010 году, т.е. ко времени до начала гражданской войны. На тот момент 92,8% граждан страны являлись приверженцами ислама, количество христиан определялось примерно в 6-7%, а иудеев было мизерное количество. Структура каждой конфессии (кроме иудеев), в свою очередь, весьма разнородна. Среди правоверных мусульман с большим перевесом преобладает сунниты (74%), тогда как шиитов лишь 13%. Ранее в Сирии наблюдалась дискриминация по религиозной принадлежности. В частности, алавиты (ветвь шиитов) были угнетаемой конфессией, которая повысила свой престиж лишь после прихода к власти президента-алавита. Кстати, евреев в Сирии не любили всегда. До геноцида, конечно, не доходило, но определенное притеснение наличествовало, что никоим образом не способствовало развитию еврейских общин.
Христиане в Сирии также не представлены приверженцами какого-то одного течения. Важную роль в расколе прихожан данной конфессии сыграл Халкидонский собор, имевший место в 451 году. Последствиями раскола стали образование Сирийской православной церкви, прихожан которой называют яковитами. Их большинство. Есть в стране и католики, и даже протестанты. Католики представлены римо-католиками, которых в 2010 году было 410 тысяч человек. Протестанты являются немногочисленной разнородной общиной, включающей в себя приверженцев Союза армянских церквей, пятидесятников, баптистов и некоторых других.
Таким образом, на данный момент Сирия превратилась практически в государство с исламом, как полностью доминирующей религией. А ведь страна справедливо считается колыбелью христианства. Даже Каин убил своего брата Авеля именно в Сирии – так гласит легенда. Кроме того, по преданию именно в столице Сирии Дамаске фарисей Савл стал Павлом и вместе с апостолом Петром начал свою деятельность проповедника. В Сирии немало мест, которые посетил Иисус Христос.
Уже в первом веке происходит активная экспансия христианства в страну. Город Антиохия провозглашается центром христианства в Сирии. Первый Вселенский Собор признает Антиохию наряду с Александрией и Римом городами, в которых епископ обладает властью над всеми существующими общинами, т.е. практически над всей Малой Азией, становясь, таким образом, митрополитом.
Впоследствии христианство в Сирии развивалось своим путем, отличным, к примеру, от Европы. Можно упомянуть таких церковных иерархов как Федор Мопсуэстийский и его последователь Несторий, которые пропагандировали идеи, сейчас представляющиеся полной ересью. Борьба несторианства с монофизитством (также абсолютной ересью) привела к тому, что арабы сравнительно легко завоевали Сирию, поскольку воюющим на религиозном поприще христианам было не до имперских амбиций.
Несмотря на то, что христиан в Сирии почти не осталось, Дамаск до сих пор служит резиденцией Патриарху Антиохии и всего Востока. Если вы посетите Прямую улицу в столице Сирии, то перед вами предстанет Кафедральный собор резиденции во имя Пресвятой Богородицы (Марианская церковь).
Друзья, спасибо, что интересуетесь историей!
Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал ❇️