«Как глупы те люди, которые в науках самые прекрасные лета погубляют!» - этой фразой в сатирическом журнале конца 18 века высмеиваются щеголихи, которые считают, что истинное предназначение женщины, это быть красивой и приятной в обществе, а все ее образование должно заключаться в умении нравиться.
Такие слова понравились бы госпоже Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль» считающей, что грамотность девушке вовсе не нужна.
«Вот до чего дожили! К девушкам письма пишут! Девушки грамоте разумеют!»
И лишь по необходимости Простакова дает образование своему Митрофанушке, ведь молодых дворян без письменного удостоверения об образовании не принимали на службу, им не выдавали документов, разрешающих вступать в брак.
Да, как всегда, «борьба с безграмотностью» начинается в верхах указами и воспринимается в народе, как нечто навязанное и бесполезное.
Если столица блистала литературными салонами, в гостиных поощрялось вести изящный разговор, из-за границы выписывались новинки литературы, то в провинции по-прежнему считали образование девочек блажью и излишней тратой денег.
Роль женщины должна была быть ограничена семьёй и хозяйством.
#образование #19 век #история #интересные факты #биография
Андрей Тимофеевич Болотов – писатель 18-19 века, ученый и мемуарист, вспоминает как его приятель, любивший читать, искал грамотную невесту.
Обратившись к свахе, он назвал умение читать и писать обязательными достоинствами своей будущей жены. На что сваха посетовала, что редкость и коль у него такие высокие запросы, то и денег она с него возьмет больше.
Когда же кандидатура в невесты была найдена, то сваха расхваливала не только красоту и приданое невесты, но и то, что она: «Читать и писать обучена, а коли мать прикажет, то и книжку будет читать».
Состоялся ли тот брак и был ли его приятель счастлив с такой невестой, Болотов не упоминает, зато есть заметка о том, что девушка, к которой он сватался, отказала ему из-за слухов, что он колдун и чернокнижник, потому как у него много книг.
Андрей Тимофеевич действительно много работал в деревне, занимался сельско-хозяйственными науками, что во второй половине 18 века было еще редкостью.
Идеалом дворянина того времени должна быть военная служба, а не наука.
И редкостью еще были такие женщины, как Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, считающая, что: «драгоценное ожерелье не доставляло мне большего наслаждения, как книги».
Еще в девичестве Екатерина тратила свои карманные деньги на покупку книг, а не кружев и румян.
И это стремление к образованию позволило ей завоевать расположение и дружбу будущей императрицы Екатерины II, которая и сама много читала, вела обширную переписку, занималась образованием.