Про великого и ужасного конечно же знают все, Marilyn Manson – живая легенда и один из тех музыкантов, что в своё время не угодил политической верхушке США. От политиков и сми ему доставалось на протяжении почти что всех 90-ых, но наиболее тяжелый удар он принял когда его обвинили виновным в школьной стрельбе в Колумбайне в 1999 году. Надо сказать, что Мэрилин Мэнсон не единственный кто попал под удар: помимо ММ, досталось так же таким группам как KMFDM и Rammstein, а так же компьютерным играм Doom, Quake, Duke Nukem 3D и Postal. Но основной удар пришелся именно на ММ. Кстати, сам Мэнсон проявил себя в данной ситуации как крайне умный человек: когда у него спросили, что бы он сказал тем стрелкам, он сказал что сделал бы то, что никто не сделал – не стал бы ничего говорить, а выслушал бы что им самим есть сказать. Примерно в те же годы у ММ была серия концептуальных альбомов, посвященных личности и биографии Антихриста. Не в тему, но если вам интересно кто повлиял на Чарльза Мэнсона, то жмите сюда.
Обычно данную трилогию называют Triptych, под неё попадают 3 альбома – Antichrist Superstar (1996), Mechanical Animals (1998) и Holy Wood (In The Shadow Of The Valley Of Death) (2000). Каждый из альбомов внутри себя делится на несколько частей. До того как переходить к самому сюжету, тут важно отметить две вещи. Во-первых, сюжет развивается в обратном порядке – история начинается на альбоме 2000 года, а заканчивается на альбоме 1996 года. К тому же, в развитии сюжета могут быть некоторые нестыковки, непонятные моменты. Во-вторых, это не сколько полноценно литературный сюжет, сколько комбо из литературной сюжетной линии и рефлексии Мэнсона на счет собственной биографии. Вообще, я считаю, что ММ – один из лучших авторов лирики за всю историю рок и метал музыки, и данная трилогия – определённо вершина его лирических способностей.
Holy Wood (In The Shadow Of The Valley Of Death)
Четвёртый альбом в дискографии. Помимо прочего, это был альбом на котором ММ пытался 'отмыться от Колумбайна'. Протагонистом альбома является Adam Kadmon – имя которое ММ позаимствовал из каббалы. События происходят в месте под названием Holy Wood, которое является сатирической альтернативой на Америку 90-ых. Там имеется вымышленная религия celebritarianism, что-то среднее между фанатизма по поп-кумирам и атаки ММ на христианство. Развитие сюжета (якобы) напоминает развитие сюжета в книге "Так сказал Заратустра" Ницше, есть так же заимствование библейского сюжета – из долины смерти в священный лес. В поддержку альбома был тур с весьма говорящим названием Guns, God and Government tour.
A: In The Shadow
1. GodEatGod
2. The Love Song
3. The Fight Song
4. Disposable Teens
Первая часть альбома хорошо описывает (подростковый) цинизм и нигилизм. Тотальное недоверие к властям, религия это всего лишь элемент власти, "человек человеку волк", бунтарский дух против всего этого. Дополнительно можно отметить, что The Love Song затрагивает озабоченность американцев огнестрельным оружием, а в Disposable Teens присутствует весьма годная мысль – все революции делаются руками простых людей, но в конечном итоге простые люди всегда остаются на стороне проигравших. Так же, в Disposable Teens впервые появляется информация на счет личности протагониста – "a rebel from the waist down". The Fight Song предположительно является прямой отсылкой к Колумбайну. Отрывок лирики:
Nothing suffocates you more than
the passing of everyday human events
Isolation is the oxygen mask you make
your children breathe into survive
But I'm not a slave to a god
that doesn't exist
I'm not a slave to a world
that doesn't give a sh*t
And when we were good
you just closed your eyes
So when we are bad
we'll scar your minds
D: The Androgyne
5. Target Audience (Narcissus Narcosis)
6. President Dead
7. In The Shadow Of The Valley Of Death
8. Cruci-Fiction In Space
9. A Place In The Dirt
Вторая часть по большей части о несладкой и депрессивной жизни простых людей в этой альтернативной Америке. President Dead и Cruci-Fiction In Space преимущественно об американском культе насилия, President Dead с намёком на убийство Кеннеди, в то время как Cruci-Fiction In Space преимущественно об оружии. В In The Shadow Of The Valley Of Death и President Dead присутствуют настроения типа "мы сможем найти своё спасение только во смерти". Target Audience (Narcissus Narcosis) – наиболее антирелигиозная песня на альбоме, о том как религия промывает мозги и зомбирует людей. Со слов ММ, эта песня так же о том, что Америка озабочена рейтингами.
A: Of Red Earth
10. The Nobodies
11. The Death Song
12. Lamb Of God
13. Born Again
14. Burning Flag
В третьей части легко прослеживается мотив "нам обещали, что мы все станем крутыми, богатыми и знаменитыми рок-звёздами, но на самом деле ничего нам в этой жизни не светит". Особенно это заметно по The Nobodies и The Death Song. Born Again выделяется весьма любопытным образом: протагонист поёт о том, что когда он пройдёт реинкарнацию он станет таким же идиотом (с промытыми мозгами) как и все остальные. У Burning Flag одни из наиболее агрессивных и политизированных текстов на альбоме, типа как Disposable Teens, только в более злобном варианте.
M: The Fallen
15. Coma Black
16. Valentine's Day
17. The Fall Of Adam
18. King Kill 33º
19. Count To Six And Die (The Vacuum Of Infinite Space Encompassing)
Надо признать, что с точки зрения связности текстов история этого альбома определённо самая бессвязная и четвёртая часть – самая неочевидная из всех. Похоже, что The Fall Of Adam и King Kill 33° вновь отсылают к теме Колумбайна. Тройка песен The Fall Of Adam, King Kill 33° и Count To Six And Die (The Vacuum Of Infinite Space Encompassing) создают впечатление как будто речь может идти о неком гос. перевороте, последняя песня как будто заканчивается казнью некого короля, под торжественный салют. Coma Black не особо вписывается в общий концепт, песня о том как протагонист думает совершить сам*убийство чтобы причинить этим боль другим. Но больше всего вопросов тут на счет Valentine's Day. Есть предположение, что речь об матери Антихриста и/или о неком женском персонаже по имени Кома, которая мелькает во всех альбомах трилогии, но это всего лишь предположение. Есть так же предположение, что альбом заканчивается смертью Адама. Развивая эту мысль, есть так же предположение, что Адам был музыкантом и верил, что своей музыкой сможет изменить мир (а вместо этого он умер). Видимо намёк на это можно разглядеть в The Fight Song и Born Again, но как по мне, это весьма неочевидно. С другой стороны, это весьма реалистичная аллегория на тему того как используя Колумбайн пытались оборвать карьеру Мэнсона.
Подводя итог, можно сказать, что Holy Wood (In The Shadow Of The Valley Of Death) это история об Адаме который пытается донести до других что не так с обществом в котором они живут, но всем н*срать, а когда он заходит в своей просветительской миссии достаточно далеко, ему приходится умереть. В этом можно усмотреть сюжет в духе "смерть оппозиционера", но можно и провести параллели с биографией Иисуса, который пытался сделать мир лучше и идти против системы, но в итоге это ему стоило жизни. В этом плане даже иронично, что Иисус шел против языческого общества и традиций, которые в тогдашнем Риме были в достаточно прогнившем состоянии, в то время как здесь в глазах Адама именно христианство является неотъёмлемой частью загнившего общества. Можно ли тогда сказать, что учения Христа стали тем, против чего он изначально боролся и за что его распяли? Сегодня конечно же никто не сможет ответить наверняка, как и доказать существовал ли Иисус на самом деле или это просто очередная ложь большего мира, но почему бы подобной версии не иметь право быть? Интересно, что Нергал, фронтмен знаменитой блэк метал группы Behemoth, придерживается примерно таких взглядов на счет личности Иисуса.