Найти тему
Репортёр

Дорожные карты интеграции России и Белоруссии

9 сентября президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко готовятся подписать все дорожные карты интеграции двух стран.

Wikimedia
Wikimedia

После 3-х лет переговоров стороны временно отбросили идею создания 12 наднациональных органов, в том числе единого эмиссионного центра, но 28 союзных программ подписаны будут. Это единый Налоговый кодекс, нефтегазовая, аграрная, промышленная политика и многое другое.

Последним камнем преткновения оставались цены на природный газ, который Белоруссия сейчас покупает у России за 128,5 долларов. Белорусской стороне такая цена кажется несправедливой, поскольку соседняя с ней Смоленская область РФ платит за газ всего 55 долларов для населения и 67 – для промышленности. Минск требовал цену в 100 долларов за 1 тыс. куб. м газа, на что российский кабмин прямо говорил: «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России». Теперь Белоруссия отказывается от своих требований и готова покупать газ по предложенной Россией цене в 128,5 долларов. Впрочем, сегодня эту цену никак нельзя назвать высокой, т.к. газовые фьючерсы в Европе выросли до 600 долларов. Поэтому достигнутую договоренность можно назвать скорее компромиссом, чем уступкой Белоруссии.

Проблемой для интеграции с 2019 года стал т.н. налоговый маневр. Белоруссия долгое время покупала в России нефть, не выплачивая за это пошлины. Однако Россия начала отменять 30% пошлину, введя вместо нее увеличенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который Белоруссии платить пришлось. Это лишило Минск преимуществ в продаже части российской нефти на внешние рынки. Россия предложила выход – обратный акциз, т.е. субсидию на продажу нефтепродуктов для Белоруссии как на внутреннем рынке России. Но схема могла заработать только после введения единого Налогового кодекса и не компенсировала Минску уже потерянные 10-11 млрд долларов. Ради подписания дорожных карт Белоруссия отказалась от требований возместить потери. Скорое введение единого Налогового кодекса позволит запустить обратный акциз уже в октябре.

Кроме того, Путин и Лукашенко готовят совместный план противодействия санкциям и присутствию НАТО на территории Украины.