Синдром отличника выражается в нездоровой зависимости от положительной оценки окружающих. Проще говоря - «отличник» стремится добиваться высоких результатов и, благодаря этому, заслуживать похвалу.
По каким симптомам выявить "отличника"?
1. Стремление быть лучшим во всём (например: побеждать в соревнованиях, получать "пятёрки" по всем предметам и т.д.).
2. Желание оправдать надежды окружающих (причём зачастую "отличник" додумывает эти самые ожидания или придаёт им больше значения, чем есть на самом деле).
3. Потребность в положительной оценке его действий и в получении признания.
4. Болезненное отношение к критике.
5. Страх неудачи и ревность к чужим успехам.
Не путать с перфекционистами!
Синдром отличника можно перепутать с перфекционизмом (в обоих случаях - ребенок стремится к совершенству, идеалу), но отличие в том, что действия "отличника" нацелены на одобрение результатов его деятельности (так сказать - внешняя сторона), а перфекционист концентрирует внимание на качестве выполнения. В этом и заключается их принципиальная разница.
Каковы возможные причины развития у ребёнка синдрома отличника?
1. Низкая самооценка (например: у ребёнка не получается дружить с одноклассниками или он имеет комплексы по поводу своей внешности; чтобы компенсировать это, он стремится стать лучшим в учёбе).
2. Установка с раннего детства: любовь надо заслужить.
3. Завышенные требования (родители ругают и наказывают за ошибки и промахи, что со временем вызывает у ребёнка развитие чрезмерной самокритичности).
4. Компенсация родительского опыта (тот случай, когда родитель навязывает свою мечту ребенку, например: игра на фортепиано, занятия танцами и др.)
К чему приводит синдром отличника?
Родители могут гордиться беспроблемным, "удобным" ребёнком. Учителя отнесут его, очень старательного, в категорию любимчиков. А начальству, безусловно, понравится такой гиперответственный подчинённый!
Но будет ли счастлив сам "отличник" в бесконечной погоне за совершенством, за оправданием чужих надежд, испытывая постоянную тревогу и живя не своей жизнью? Ответ очевиден!
А помимо этого - синдром отличника вызывает эмоциональное перенапряжение, нервные срывы, фобии и страхи (например: выступление на публику, знакомства с новыми людьми), неврозы и депрессии.
Советы родителям.
1. Хвалите ребенка за результат, а не за оценки (вместо "молодец, что получил "5" - "хорошо ты справился с задачей!").
2. Интересуйтесь не оценками, а процессом учёбы (вместо "Что сегодня получил?" - "Что нового сегодня ты узнал? Что тебе понравилось/не понравилось? Что тебя заинтересовало больше всего?).
3. Не связывайте личность ребенка с оценками (например так: "Петя хороший у вас, отличник же", "Вася двоечник, он плохой").
4. Не сравнивайте своего ребенка с другими (Например так: "А вот Маша и на фортепиано успевает играть, и крестиком вышивать, не то, что ты")
5. Не осуждайте за промахи и неудачи (Например так: "Другого я от тебя и не ожидала", "Ты как всегда меня позоришь").
6. Отмечайте положительные стороны ребенка, замечайте в нем сильные качества, хвалите!
Кстати, об "удобных" детям, из которых потом вырастают "отличники" я писала в этой статье, а о том, как правильно хвалить ребенка здесь.
Приходилось ли вам встречать детей и взрослых с синдромом отличника?
Если публикация понравилась, нажмите, пожалуйста, "палец вверх". Благодарю за внимание!