Понятие «трансгуманизм» стало широко использоваться в философии и социологии, начиная со второй половины ХХ века. Эта концепция начала свое развитие еще в XVIII веке, но в наше время, в связи с большими изменениями в научной, технической и социальной сферах, окрепла и усилилась, выйдя за чисто теоретические рамки. Можно сказать, что #трансгуманизм стал общественно-политическим движением.
Суть его в утверждении, что #человек, как представитель вида homo sapiens, не является концом эволюции, а стоит в ее начале, поэтому он должен улучшать себя при помощи всего того, чего достигло #общество.
То есть эта концепция говорит о необходимости преобразования человека, который на данный момент еще не так совершенен, каким он может быть. В XXI веке, когда ученые вооружены уже знанием, как менять геном, как проводить нейропротезирование, имплантировать в тело любые чипы, менять пол, внешность, улучшать здоровье и т.д., идеи трансгуманизма могут реализовываться в пугающих масштабах. Речь не идет при этом о духовном совершенствовании человека, но только об изменениях его физической природы.
Сторонники трансгуманизма говорят, что эта идея волновала людей еще в древности, приводя в подтверждение своих слов мифы о Прометее, Дедале и Икаре, Гильгамеше, где действительно есть сюжеты, которые можно притянуть как иллюстрацию к трансгуманистической концепции.
Но, разумеется, никакого трансгуманизма в древности не было, хотя первые зерна этой идеи были заронены, действительно, тогда. Позже, в эпоху Возрождения, мысли, близкие к трансгуманистическим, изложил Пико делла Мирандола в своем трактате «Речь о достоинстве человека». Там Бог говорит человеку:
«Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, (...) чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».
Однако Мирандола имел в виду, скорее, духовный облик человека.
Трансгуманизм, не только как мечта, а вполне реализуемая задача, стал возможен с развитием науки. В эпоху Просвещения была четко сформулирована идея прогресса, человек освобождался от предрассудков, и эти подвижки способствовали развитию идеи о совершенствовании человека благодаря разумному изменении своей природы. Наиболее близок к трансгуманистическим идеям в ту эпоху был французский философ Николя де Кондорсе.
Огромным подспорьем для развития трансгуманизма стало появление в XIX веке теории эволюции Чарльза Дарвина.
Впервые сам термин «трансгуманизм» появился в 1929 году. В своей книге «Религия без откровения» его использовал Джулиан Хаксли, биолог, основатель ЮНЕСКО. При этом трансгуманисты всячески отмежевываются от евгеники, хотя между этими течениями есть на самом деле много общего. Евгеника - это селекция человеческих особей, то есть улучшение породы путем различного рода скрещиваний. Подобная практика аморальная и в наше время осуждается, так что трансгуманизм подчеркивает не общую цель с евгеникой (совершенствование человека), а различие методов.
Однако и к трансгуманистам есть много вопросов морального плана. Притом не только со стороны религиозного подхода. Насколько нравственно вмешательство в генетическую основу человека? Есть ли пределы, за которыми улучшение человека становится его превращением в иное существо?
Во всяком случае, когда недавно китайский генетик заявил, что он изменил гены нескольких младенцев, чтобы они потом никогда не заболели тяжелой болезнью, это вмешательство было осуждено и учеными, и обществом в целом.
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: