Тема на злобу, так сказать, дня.
В честь первого сентября предлагаю поговорить не о детях-школьниках (тут не отвертеться), а о студентах.
Так нужно или нет это самое высшее образование?
Можно я? Можно я? Освещу эту тему немного изнутри.
Вот уже 10 лет я работаю преподом в одном из технических вузов славного города Санкт-Петербурга. И вот что наработала.
1. У кого деньги – тот и сильней.
С каждым годом качество ВО падает. Все об этом ноют, никто не понимает причину, чиновники разводят руками на камеру и обещают всякие реформы. Мне интересно: а почему бы не спросить преподов в универе? Не в начальственном кабинете, а анонимно? Да хоть на форумах! Преподаватели знают причины этого явления. Но у нас тут не тематическая подборка для министерства образования. А обывателю причины безразличны.
Так вот: качество образования падает и будет падать дальше. Так что готовьтесь "дорабатывать напильником".
Это тема для отдельной публикации, но если коротко: переводим качество в количество. Чем больше студентов, тем больше бабла. А то, что половина из них двух слов связать не может, так это нас не волнует - переводите на следующий курс, а то уволим!
2. Нам скуууучно...
Студентом не интересно учиться. Они хотят развлечений.
Знаете, как в песне Дискотеки Аварии "мы бы тоже хотели отдыхать в Куршевеле, клеить модели, танцевать до рассвета... время придёт." То есть, когда время придёт, с отдыхом проблем не будет.
Вся та жопа (не побоюсь этого слова), которая начинается, когда ты выходишь во взрослую жизнь, определена очень пространно: "решать все проблемы".
Мне кажется, что ВО гораздо ближе к работе, чем к обучению в школе, когда детей принято завлекать и развлекать.
Мне вообще, например, не важно, учится у меня студент или нет. Я с лёгким сердцем поставлю неуд и совесть моя будет на седьмом небе от счастья, что я спасла будущих клиентов от горе-инженера.
Иногда в конце курса я провожу анонимный опрос: что студенты хотят улучшить в моей методике преподавания? Всегда ответы в духе: хотим больше интерактивности. (К слову, курс не чистая теория, а изучение прикладного ПО: сначала я рассказываю, потом реализуем на ПК.)
Тогда я начинаю спрашивать: что конкретно вы бы могли мне посоветовать. Тут все только разводят руками. То есть ты нас развлеки, но как – мы не знаем. Придумай что-нибудь. Ты же препод.
3. Не хочу учиться, хочу жениться в инете сидеть!
Многие студенты в принципе учиться не хотят. Или хотят, но не здесь.
Они идут в вуз под давлением родителей. У меня таких студентов очень много. Они могут учиться. Даже хорошо учиться. Но они заняты не своим делом. В 90% случаев они не будут работать по специальности. А те 10%, что будут, станут несчастными людьми, людьми не на своём месте, которых одна мысль о работе будет вгонять в тоску.
Когда я вижу такие ситуации, мне этих студентов очень жалко. Но я ничем не могу помочь. Только сказать "вы уже большие и можете сами за себя отвечать, родители имеют совещательный голос".
Итого
В общем, какое тут может быть резюме: ВО нужно тем, кто точно понимает, зачем оно ему, кто хочет учиться и знает, что будет делать потом со своим дипломом. Диплом просто так – это
1. потерянные 4-5-6 лет;
2. упущенная возможность получить в дальнейшем то образование, которое точно пригодиться, ведь на бюджете можно отучиться только раз в жизни.
В общем, такие дела.
С удовольствием бы почитала ваши мысли по этому поводу.
#высшее образование #вузы #ЕГЭ #обучение #студенты #диплом #бакалавриат #специалитет #магистратура