Найти тему
Антон Мороз

Закупки в строительной отрасли

Вице-президент Нострой Мороз Антон Михайлович о системе рейтингования строительных организаций как инструменте повышения доступности государственных (муниципальных) заказов для субъектов малого и среднего предпринимательства

Согласно действующей редакции Федерального закона 44-ФЗ, государственные (муниципальные) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее 15% от годового объема закупок.

26 июня текущего года Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума, который в том числе содержит поручение обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих увеличение совокупного годового объёма закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, совокупного годового объёма закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, не менее чем до 25 процентов такого объёма закупок.

Для предприятий строительной отрасли такое изменение положений законодательства окажет благоприятное влияние. Но настоящий эффект для отрасли в целом и его участников, в частности, произойдет в случае, если ряд инициатив будет реализовываться комплексно и гармонизировать друг с другом.

В соответствии с частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации одной из функций НОСТРОЙ является обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального ремонта, а также формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в сфере строительства.

Важнейшим вопросом является повышение качества и безопасности проведения строительных работ.

Одним из существующих препятствий по достижению вышеназванной цели является недостаточная квалификация подрядных организаций и их трудовых ресурсов, которые становятся исполнителями госзаказа.

В настоящее время отсутствуют действенные инструменты, позволяющие оценить потенциального исполнителя на стадии проведения конкурентной процедуры.

Одним показателем, свидетельствующим о проблематике, является статистика неисполнения или ненадлежащего исполнения госконтрактов.

За 2019 и 2020 год 15% контрактов не исполнено, это составляет почти 509 млрд руб. в 2019 году и более 313 млрд руб. в 2020 году.

Из-за недостаточной квалификации подрядчики не только срывают исполнение государственных контрактов, но еще и вынуждены нести ответственность по таким контрактам.

Одним из эффективным механизмом выбора исполнителя по проведению работ, обеспечивающим необходимый уровень объективности механизма оценки деловой репутации, а также дополнительные гарантии для заказчика безопасности и качества выполнения строительных работ, а также инструментом повышения доступности государственных (муниципальных) заказов для субъектов малого и среднего предпринимательства сможет выступить система рейтингования.

Именно механизм рейтингования позволит осуществить переход от критерия «цена» к критерию «опыт». А подрядным организациям, при условии соответствия критериям рейтинга, даст возможность минимизировать контрольно-надзорные функции.

Считается целесообразным для установления рейтинга деловой репутации производить расчеты по трем основным группам критериев:

1. Стоимостные Критерии (финансовая устойчивость), например, обеспеченность ресурсами и имуществом или уровень ответственности члена СРО;

2. Нестоимостные Критерии (деловая репутация), например, количество лет с момента заключения первого договора строительного подряда членом СРО, или наличие фактов применения дисциплинарных мер к члену СРО;

3. Квалификационные Критерии (кадровый состав члена СРО) - количество ГИП, ГАП-членов НРС (7 уровень) в штате члена СРО и их средний стаж.

Для реализации механизма рейтингования используется информация, отвечающая признакам достоверности. Источники такой информации делятся на три группы:

1. Открытые данные и Открытые государственные данные. Такие источники находятся в открытом доступе и содержат достоверную информацию о характеристиках строительной организации – члена саморегулируемой организации;

2. Информация, которая предоставляется подрядчиком в императивном порядке на основании положений законодательства Российской Федерации. В силу закона член саморегулируемой организации обязан предоставлять информацию, которая отсутствует в Открытых и Открытых государственных базах данных, но которая необходима для объективной оценки.

3. Информация, которая предоставляется в добровольном порядке. Заявитель по собственному усмотрению может предоставить дополнительную информацию, которая не является обязательной для установления объективного уровня рейтинга, но может повлиять на его увеличение. К такой информации относится наличие и полнота наполнения сайта члена СРО, а также наличие отзывов заказчиков по исполненным договорам, наличие благодарственных, рекомендательных писем заказчиков и третьих заинтересованных лиц.

Для добросовестной подрядной организации должно быть важным получить наибольший рейтинг, исходя из которого такая организация сможет получить ряд преференций.

В такие преференции могут входить: снижение количества проверок, льготные условия страхования рисков гражданской ответственности, рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам строительного подряда, а также доступ к льготному кредитованию.

Предлагаемый подход позволит повысить качество и безопасность проведения строительных работ, устранить ряд административных барьеров, а также оказать колоссальную поддержку добросовестным подрядчикам.