Найти тему
КиноФайлы

Интересные факты о фильме «Взять живым или мертвым» (1987). Часть 1

Оглавление

Возможно, среди актерских работ Рутгера Хауэра, роль в фильме «Взять живым или мертвым» не так известна в широких зрительских кругах, как роли в «Попутчике», «Бегущем по лезвию» и «Слепой ярости». Но те, кто в далекие уже 90-е любили скоротать вечерок под хороший боевичок, думаю, должны это кино помнить. Но если вам нравится кино 80-х и 90-х, и по каким-то причинам вы пропустили этот фильм, то могу смело его рекомендовать.

Фрагмент постера фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com
Фрагмент постера фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com

Буквально один абзац по сюжету. Нам рассказывают о том, как в Америку прибывает известный арабский террорист с целью совершения серии взрывов. Финальный аккорд, по его замыслу, должен быть таким, что авария на химическом заводе в Бхопале, унесшая по самым скромным подсчетам более 5 тыс. жизней, «покажется легким ДТП». Вся надежда на охотника за головами Ника Рэндалла (Рутгер Хауэр), бывшего сотрудника спецслужб, который зарабатывает на жизнь розыском опасных преступников.

Что имеем в итоге? Итак, в наличии неглупый сюжет, отличный экшен, эстетика 80-х с налетом нуара. Ночь, небоскребы, стрельба и Рутгер Хуэер - что еще нужно? Может быть, Джин Симмонс, басист-вокалист KISS в роли главного злодея?

Джин Симмонс, музыкант и актер
Джин Симмонс, музыкант и актер

Тем обиднее тот факт, что кино в свое время посредственно выступило в прокате, собрав 7,5 млн $ в США при бюджете в 4,5 $, и не понравилось критикам. Но, с другой стороны, вас, дорогие зрители, это не должно смущать. Ведь все перечисленные выше более известные картины с Хауэром тоже провалились в театральном прокате. Тем более, что в данном случае международный прокат и продажи на видео вкупе с показами по телевидению, думаю, сумели окупить затраты. Что касается критиков, то они ругали почти все боевики. Это норма (с). В числе тех, кто ругал кино, был и гуру кинокритики Роджер Эберт, который тогда воспринимал масштабную атаку арабских террористов как очередную пугалку, не более. «Он араб, не так ли? И все они хотят всех взорвать, не так ли?» - саркастически вопрошает Эберт в своей рецензии, написанной в 1987 году. Увы, жестокая реальность менее чем через полтора десятилетия превзошла самые необузданные фантазии киноделов.

Фрагмент обложки российского dvd-издания фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com
Фрагмент обложки российского dvd-издания фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com

С одной стороны, кино следует многим жанровым клише. Герой Хауэра - этакая вариация на тему классических замкнутых героев-одиночек Клинта Иствуда. Есть у него и «стандартная» душевная рана. Под «стандартными ранами» я понимаю утрату главным героем кого-то близкого или что-то болезненное из его прошлого. С другой стороны, несмотря на «невзыскательный» жанр (зарубежные критики всегда относили подобные фильмы к «категории б»), «Взять живым или мертвым» позволяет себе длинные планы, несхематичные диалоги и не совсем рельсовый сюжет.

Режиссер и сценарист Гэри Шерман утверждает, что никогда не снимал кино «просто так», а всегда хотел донести до зрителя какую-то мысль. И фильм «Взять живым или мертвым» не исключение.

«’Взять живым или мертвым’ отражает мою ненависть к терроризму - рассуждает Эберт в интервью 2020 года для flashbackfiles.com. - Меня не волнует, кто террорист или каковы причины терроризма, так как просто нет причин убивать невинных людей. Я жил в Англии во время террористической деятельности ИРА. Моя жена и дочь были внутри «Harrods», когда взорвалась бомба. Они не пострадали (28 сентября 1993 года в результате взрыва у лондонского торгового центра «Harrods» было ранено 3 человека - прим. авт.). В нескольких кварталах от нашего дома взорвались три или четыре бомбы. Несмотря на то, что я согласен с ИРА в отношении их целей, я никогда не мог их поддержать, потому что они прибегали к насилию. К сожалению, многие думали, что «Взять живым или мертвым» - это антиарабский фильм, но это был антитеррористический фильм.
На самом деле, я виню Роджера Эберта. Он был первым критиком, который написал, что фильм антиарабский. Это распространилось, как лесной пожар. Я серьезно поспорил с ним по этому поводу, но он уже всё опубликовал. В конце концов, я убедил его, что это не антиарабское кино, но он не собирался писать опровержение.
Я был очень расстроен тем фактом, что люди видели (в фильме) то, чего там не было. У меня нет таких чувств к арабам или людям с Ближнего Востока. Несмотря на то, что я еврей, я ненавижу то, как израильтяне относятся к палестинцам. Я согласен со многим из того, что хотят палестинцы. Я просто не могу согласиться с терроризмом. C Малаком (главный террорист в фильме) у меня все предельно просто: он чертов злодей. Оглядываясь назад, я, наверное, должен был сделать что-то по-другому. Может быть, поместить в фильмы очень симпатичного арабского персонажа. Что я и пытался сделать с девушкой, которая в одном эпизоде хотела его остановить. Он стреляет ей в лицо. Я считал, что это показывает, что он не стесняется убивать свой народ. Он никого и ничего не представляет, он просто зло. Но это не сработало».
Кадр из фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com

Вообще, как признался Шерман, фильм мог выйти лучше, но у него не было достаточного времени для проработки сценария. Процесс написания занял всего две недели. Столь сжатые сроки имеют объяснение.

Производством картины занималась студия «New World Entertainment» (она же «New World Pictures»), основанная в 1970 году Роджером Корманом, патриархом низкобюджетного кино. Поначалу постановки студии делались за сущие гроши и ни на что не претендовали, хотя некоторые из них собирали неплохую кассу («Пиранья») или становились культовыми («Смертельная гонка 2000» с молодым Сталлоне). В середине 80-х аппетиты студии разрослись, и она стала, как и «Кэннон групп», периодически залезать на территорию крупных голливудских игроков. Бюджеты картин стали выше, прокат шире. Подтянулись и приличные актеры с режиссерами. И выделенные на «Взять живым или мертвым» 4,5 млн $ по тогдашним меркам были вполне себе неплохими деньгами. Если учитывать инфляцию и в целом возросшие бюджеты кинофильмов, то эти деньги были аналогичны тем, за которые сейчас снимают киношки со Стэтхемом.

Так вот, руководствуясь принципом, что хорошее название - это половина успеха, «New World Pictures» приобрела громкую вывеску «Wanted: Dead Or Alive» и застолбила дату премьеры в кинотеатрах, а о такой «мелочи», как сценарий, решили позаботиться «по ходу пьесы». Название «Wanted: Dead Or Alive» носил сериал 1958-61 годов со Стивом МакКуином в главной роли. МакКуин играл охотника за головами Джоша Рэндалла. Предполагалось, что Ник Рэндалл, главный герой предстоящей картины, будет правнуком Джоша. Вот только ничего, кроме этой идеи, у студии и не было. Вернее, конечно, был на руках некий сценарный набросок, но исполнительный директор «New World Entertainment» Роберт Рем (инициатор самой идеи с покупкой названия), понимал, что это творение никуда не годится.

Стив МакКуин в сериале «Wanted: Dead Or Alive». Источник: imdb.com
Стив МакКуин в сериале «Wanted: Dead Or Alive». Источник: imdb.com

Здесь стоит отметить, что Рем, до того, как возглавить «New World Pictures», успешно руководил другим независимым кинопроизводителем «Embassy Pictures», увеличив за три года доход студии с 20 млн $ до 90 млн $. Так что он не был авантюристом или самодуром, хотя и рисковал в данном случае. Так как время поджимало, Рем в экстренном порядке связался с проверенным специалистом Гэри Шерманом, попросив того поработать над сценарием. С Шерманом Рем был знаком по работе в «Embassy Pictures», выпускавшей фильмы Шермана «Полиция нравов» (1982) и «Похоронены, но не мертвы» (1981). Взглянув на то, что прислал ему Рем для доработки, Шерман вынес вердикт, что единственное, что с таким материалом можно сделать - это выбросить в мусорное ведро. Тогда Рем предложил Шерману самому написать сценарий и снять по нему фильм.

Гэри Шерман, 2017 год. Фотограф Mari Mur. Источник: mur.galleria.fi
Гэри Шерман, 2017 год. Фотограф Mari Mur. Источник: mur.galleria.fi

Шерман понимал, что написать что-то за две недели в одиночку - это просто нереально. Он объединил усилия с Брайаном Таггертом, который написал множество сценариев для телевидения и пособия по сценарному мастерству. Вместе они работали сутки напролет, и даже перед самым стартом съемок продолжали трудиться над историей. Сложности возникли с финалом. Ведь по законам жанра злодей всегда должен умирать ярко и пафосно. Идею с гранатой Шерман придумал буквально в последний момент.

«Когда мы придумали «К черту бонус (F... bonus)» (финальную фразу Хауэра, прим. авт.), мы прыгали на диване и кричали: «К черту бонус! К чёрту бонус!» Наш продюсер Артур Саркисян вошел и спросил, что происходит. Мы рассказали ему о сцене, и вдруг он стал расхаживать по офису и кричать: «К черту бонус!» Мы все думали, что бонус станет больше, чем «Сделал мой день» (Make my day), но этого не произошло».
Кадр из фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Взять живым или мертвым». Источник: imdb.com

Упомянутый продюсер Артур Саркисян, кстати, впоследствии стремительно взлетел на рубеже конца 90-х - начала 2000-х благодаря фильмам «Час пик». А еще на его счету «Герой-одиночка» (1996) с Брюсом Уиллисом.

Что же касается режиссера Гэри Шермана, то он на момент съемок имел репутацию опытного постановщика недорогих триллеров и ужасов для независимых студий. С крупными бюджетами Шерман никогда не связывался и даже отказался от съемок «Полтергейста 2» (уже после выхода «Взять живым или мертвым») именно из-за выросшего по сравнению с первой частью бюджета (впрочем, позже он снял третью серию). К известным картинам Шермана можно отнести его дебют и одну из любимых картин Гильермо Дель Торо «Линия смерти» (1972), а также уже упомянутые «Похоронены, но не мертвы» и «Полиция нравов».

Сейчас режиссер практически отошел от дел. Не буду рассуждать, что является причиной: нежелание снимать по-современному, или невостребованность. Думаю, истина где-то посередине, но приведу слова самого Шермана:

«Я люблю компьютерную графику и верю, что технологии продолжают делать нам всяческие подарки. Но что мне не нравится, так это то, что это используется как оправдание отсутствию сценария и персонажей. И я не думаю, что студии это волнует. Люди идут смотреть отличный компьютерный фильм, и им все равно, хорошая это история или нет. Я не хочу снимать эти фильмы».

На этом я заканчиваю первую часть обзора. Во второй части коснемся актерского состава, музыки и прочих интересных деталей.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Интересные факты о боевиках студии «Cannon group»

Интересные факты об известных боевиках 80-х и 90-х

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!