Магические практики глубоко укоренены в русской культуре. В основном хранителями русской магии являются пожилые люди. Этнографы в течение 20 и 21 века исследовали деревенские заговоры, обереги и лечебные ритуалы Архангельской и Вологодской области.
В 1981 году этнографы опрашивали женщину 1914 года рождения из деревни Сырья Онежского района. На случай строительства дома или переезда она привела интересный заговор для новоселов:
Раньше дом купят да говорят: "Хозяюшка-подружка, хозяюшка-доброхотушка, с малыми деточками, пустите пожить, да попойте, покормите, да собой прикрасьте".
Женщина 1905 года рождения из деревни Семеново Плесецкого район, получив квартиру в Петрозаводске, разговаривала с одной старушкой:
"Хозяина да хозяйку пригласили ли в новый дом?" А говорю: "А не знаю, жили ли у нас хозяин да хозяйка, ли нет, не знаю". А она: "Надо, подруженька, приглашаешь, что: "Хозяин да хозяюшка, как не брезгуете нами, дак пойдите с нами в новый дом. У нас там соли да хлеба вам хватит". От три раза прочитайте".
Женщина 1905 года рождения из деревни Погост Плесецкого района поведала этнографам заговор о задабривании домового:
Говорят, что в доме хозяин есть, домовой: "Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, напой, накорми, скотинку сбереги, сохрани". Это хозяин, надо у хозяина в дом проситься, когда переезжаешь.
Женщина 1904 года рождения из деревни Красное Пинежского района утверждала, что на месте бань нельзя строить дома:
Где байна стояла, там несчастна постройка. Строить на том месте нельзя, плохо жить будешь.
Запрет постройки на территории бань связан с ритуальной нечистой данного места. Согласно поверьям, в банях находились нечистые силы.
Женщины 1911 и 1920 года рождения из деревни Шотогорка Пинежского района говорили о правилах закладывания монет в новом доме:
Когда дома ставили, в передние углы монетки клали, во стену и в окладно.
Когда новый дом построят, помолиться на восток. Потом в окладно бревно, в большой угол положат житца и денег. Кадят кругом.
Дом строят - в угол кладут денежку - золотушку, чтоб хозяин добрый был.
Женщина 1904 года рождения из деревни Покшеньга Пинежского района поговаривала, что заходя в новый дом, нужно сказать:
Дедушка Адамушка, пусти с серой кошечкой пожити.
Затем кошку нужно три раза у порога против солнца повернуть. Но если в доме дух какой покажется, значит не просились.
Из той же деревни женщина 1921 года сказала, что покидая дом, нужно домового с собой брать в новое жилье со словами:
Дедушко-доманушко, пойдем с нами.
Магические практики в деревнях Русского Севера обычно предполагают общение с домовым, хозяином дома. В противном случае сохранялось опасение, что может произойти что-то дурное и нехорошее с новоприбывшими.
Как видно, домашние духи и божества славянской мифологии никуда не исчезали из повседневной жизни русских людей. Пока сохранялся аграрный традиционный строй, сохранялась и древняя языческая культура, а христианство было вплетено в эту культуру.
Только после индустриализации и ухода людей из сел в города, магические практики в форме заговоров, оберегов и лечебных ритуалов перестали быть востребованными.
Источник: Магические практики севернорусских деревень. Том 1. Архангельская коллекция. Санкт-Петербург. 2020 год.