Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Деревенские заговоры Русского Севера для строительства домов

Магические практики глубоко укоренены в русской культуре. В основном хранителями русской магии являются пожилые люди. Этнографы в течение 20 и 21 века исследовали деревенские заговоры, обереги и лечебные ритуалы Архангельской и Вологодской области.

В 1981 году этнографы опрашивали женщину 1914 года рождения из деревни Сырья Онежского района. На случай строительства дома или переезда она привела интересный заговор для новоселов:

Раньше дом купят да говорят: "Хозяюшка-подружка, хозяюшка-доброхотушка, с малыми деточками, пустите пожить, да попойте, покормите, да собой прикрасьте".
Поморы Онежского уезда Архангельской области.
Поморы Онежского уезда Архангельской области.

Женщина 1905 года рождения из деревни Семеново Плесецкого район, получив квартиру в Петрозаводске, разговаривала с одной старушкой:

"Хозяина да хозяйку пригласили ли в новый дом?" А говорю: "А не знаю, жили ли у нас хозяин да хозяйка, ли нет, не знаю". А она: "Надо, подруженька, приглашаешь, что: "Хозяин да хозяюшка, как не брезгуете нами, дак пойдите с нами в новый дом. У нас там соли да хлеба вам хватит". От три раза прочитайте".

Женщина 1905 года рождения из деревни Погост Плесецкого района поведала этнографам заговор о задабривании домового:

Говорят, что в доме хозяин есть, домовой: "Хозяюшко-батюшко, хозяюшка-матушка, напой, накорми, скотинку сбереги, сохрани". Это хозяин, надо у хозяина в дом проситься, когда переезжаешь.

Женщина 1904 года рождения из деревни Красное Пинежского района утверждала, что на месте бань нельзя строить дома:

Где байна стояла, там несчастна постройка. Строить на том месте нельзя, плохо жить будешь.

Запрет постройки на территории бань связан с ритуальной нечистой данного места. Согласно поверьям, в банях находились нечистые силы.

Крестьянская избра, Архангельская губерния.
Крестьянская избра, Архангельская губерния.

Женщины 1911 и 1920 года рождения из деревни Шотогорка Пинежского района говорили о правилах закладывания монет в новом доме:

Когда дома ставили, в передние углы монетки клали, во стену и в окладно.
Когда новый дом построят, помолиться на восток. Потом в окладно бревно, в большой угол положат житца и денег. Кадят кругом.
Дом строят - в угол кладут денежку - золотушку, чтоб хозяин добрый был.

Женщина 1904 года рождения из деревни Покшеньга Пинежского района поговаривала, что заходя в новый дом, нужно сказать:

Дедушка Адамушка, пусти с серой кошечкой пожити.

Затем кошку нужно три раза у порога против солнца повернуть. Но если в доме дух какой покажется, значит не просились.

Из той же деревни женщина 1921 года сказала, что покидая дом, нужно домового с собой брать в новое жилье со словами:

Дедушко-доманушко, пойдем с нами.

Магические практики в деревнях Русского Севера обычно предполагают общение с домовым, хозяином дома. В противном случае сохранялось опасение, что может произойти что-то дурное и нехорошее с новоприбывшими.

И.Я. Билибин "Домовой".
И.Я. Билибин "Домовой".

Как видно, домашние духи и божества славянской мифологии никуда не исчезали из повседневной жизни русских людей. Пока сохранялся аграрный традиционный строй, сохранялась и древняя языческая культура, а христианство было вплетено в эту культуру.

Только после индустриализации и ухода людей из сел в города, магические практики в форме заговоров, оберегов и лечебных ритуалов перестали быть востребованными.

Источник: Магические практики севернорусских деревень. Том 1. Архангельская коллекция. Санкт-Петербург. 2020 год.

-5