Найти тему
История

Как крестьяне до революции относились к закону и праву?

Следует сказать, что многие исследователи народного быта (Н. Астырев, М. Зарудный, К. Качоровский, П. Скоробогатый, Ф. Селезнев, В. Тенишев и др.) придерживались мнения, что крестьяне были мало знакомы с законами, и более того, относились к закону негативно. Это мнение основывалось на известных пословицах и поговорках: «Закон – дышло: куда захочешь, туда и вышло», «Где закон, там и обида», «Все бы законы потонули и судей бы перетопили». В тоже время из народа вышли и другие пословицы: «Законы святы, да законники супостаты», «Не бойся закона, бойся судьи». Однако, приводя пословицы, следует иметь в виду, что они отражали самые разные стороны народной жизни и в них содержатся утверждения различного порядка. Отмечая это, следует говорить о специфическом понимании законов в крестьянской среде. Под законом в народе понимали нечто другое, как его понимали в «цивилизованном» обществе. Закон в народном представлении был явлением, подобным грозной природной стихии. Например, информатор А.Кушнерев из Смоленской губернии сообщал: «не зная совершенно законов, местные крестьяне руководствовались в своих житейских делах и во взаимных отношениях или обычным правом, или личным убеждением».

В свою очередь М.М. Громыко в работе «Мир русской деревни» придерживается другой точки зрения и говорит о том, что крестьяне с законами были знакомы: «пути приобретения крестьянами знаний о законах и самих законодательных текстов были различны. Многие указы печатались в виде отдельных листков, которые были доступны крестьянам. Другие переписывались самими крестьянами с писарских копий. Проникнув тем или иным способом в крестьянскую среду, закон, если крестьянство было в нем заинтересовано, надолго становился принадлежностью крестьянского общественного сознания».

В результате в деревне существовало весьма необычное понимание законности. В частности, это представление ясно отразилось в крестьянских взглядах на лесные богатства. Крестьяне считали, что лес - это общее достояние, принадлежит всем, но эти взгляды противоречили формальной законности. Часто такое разногласие приводило к возникновению судебных разбирательств. Самый честный крестьянин не считал грехом, а тем более преступлением нарубить воз дров в чужом лесу. «На лес и поп вор» - гласит малоизвестная пословица, подразумевая, что лес на Руси ворует всякий.

Порубки в казенном лесу не считались преступлением, именно потому, что народ смотрел на казенный лес как на общую собственность. Справедливости ради необходимо отметить, что отношение к похищению леса как к преступлению и не могло утвердиться в стране, где леса было столько, что присвоение кем-то в свою собственность лесных участков казалось, по меньшей мере, странностью. С другой стороны, в немалой степени сохранению в народе воззрения на лес как на общее достояние способствовала противоречивая законодательная политика государственной власти. Информатор М.И. Михеева в 1899 сообщала: «Лесные порубки народ не считает преступлением: «если бы господа рубили, им это с жиру и с толстого мяса делать», - рассуждают мужики – «а нашему брату где-жь что взять-то на разные протари (нужды)». Еще говорят так: «не он срубит, так другой» - «кормиться чем-нибудь надо». Таким образом, у крестьян было своеобразное понятие законности, которое представляло собой причудливое сочетание действительно существующих норм и норм, желательных для них.