Найти тему
Право Беларуси

Подготовлены изменения законодательства о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции

На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь, предполагающий внесение изменений в Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Изображение взято из открытых источников и носит иллюстративный характер.
Изображение взято из открытых источников и носит иллюстративный характер.

Проект направлен на совершенствован­ие правовых норм, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, с учетом правоприменител­ьной практики антимонопольног­о органа, а также судебной практики, сложившейся с момента вступления в силу (август 2018 г.) действующей редакции Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистическ­ой деятельности и развитии конкуренции».

Основные изменения, предлагающиеся в проекте документа:

  • предлагается признавать конкурентами не только хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке, но и субъектов намеревающихся осуществить такую продажу;
  • предлагается ввести понятие "участник закупки товаров" следующего содержания: "юридическое лицо, в том числе государственный орган, или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, принимающие участие или намеревающиеся принять участие в закупках товаров в качестве продавца";
    - Проектом предусмотрено, что доминирующим положением не можем быть признано:
  1. положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов, за исключением доминирующего положения субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  2. государственных органов, которые наряду с государственно- властными полномочиями, осуществляют деятельность, приносящую дохо, за исключением организаций, осуществляющих функции указанных органов. (Примечание: в действующей редакции Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон) второй пункт отсутствует);
  • Предлагается не признавать монопольно высокой ценой (тарифом) тариф товара установленный субъектом естественной монополии в
    пределах тарифа на такой товар, установленного в соответствии с законодательством, а также цену (тариф) установленный законодательством;
  • Предлагается, изменить компетенцию антимонопольного органа в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в части:
  1. рассмотрения обращений (предложения, заявления, жалобы) о соответствии проектов соглашений и планируемых действий
    хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству. (Примечание: В действующей редакции Закона к компетенции МАРТа относится рассмотрение совершенных действий, а не планируемых);
  2. отнести к компетенции МАРТа выдачу предупреждений о необходимости разработки, утверждения и опубликования правил торговой практики»;
  • К обязанности антимонопольного органа по неразглашению охраняемой информации предлагается добавить обязанность неразглашения персональных данных;
  • Предлагается изменить субъектный состав лиц, в адрес которых МАРТ вправе направить предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий (бездействия), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. В действующей редакции Закона предостережение может быть направлено в адрес должностных лиц юридического лица, в том числе государственного органа (т.е. исключительно в адрес физических лиц), предлагается установить возможность направления в адрес хозяйствующих субъектов, должностных лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц;
  • Предлагается изменяй содержание оснований для направления предостережения:
  1. публичное заявление о планируемом действии (бездействии) на
    товарном рынке, если такое действие (бездействие) может привести к нарушению антимонопольного законодательства (за исключением анонимных заявлений);
  2. иная информация о планируемых действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
  • Из статьи 28 Закона (Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности) предлагается исключить случаи конкуренции, связанной с совершением хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в гражданский оборот товара, если при этом имело место незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.
  • Экономической концентрацией предлагается признавать получение соответствующего имущества в том числе на основании договора финансовой аренды (лизинга);
  • Предлагается изменить перечень и содержание действий не являющихся экономической концентрацией;
  • Предлагается установить, что предупреждение антимонопольного органа не выдается в случае выявления в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта, должностного лица хозяйствующего субъекта – юридического лица, государственного органа, его должностного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, по которым в течение предшествующих 12 месяцев такому хозяйствующему субъекту, должностному лицу хозяйствующего субъекта – юридическому лицу, государственному органу, его должностному лицу было выдано предупреждение либо был установлен факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.

Свои замечания и предложения можно высказать с 31 августа по 10 сентября 2021 г. в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.

Если Вам понравилась данная статья подписывайтесь на канал, ставьте лайк и пишите комментарии.