На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь, предполагающий внесение изменений в Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Проект направлен на совершенствование правовых норм, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, с учетом правоприменительной практики антимонопольного органа, а также судебной практики, сложившейся с момента вступления в силу (август 2018 г.) действующей редакции Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Основные изменения, предлагающиеся в проекте документа:
- предлагается признавать конкурентами не только хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке, но и субъектов намеревающихся осуществить такую продажу;
- предлагается ввести понятие "участник закупки товаров" следующего содержания: "юридическое лицо, в том числе государственный орган, или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, принимающие участие или намеревающиеся принять участие в закупках товаров в качестве продавца";
- Проектом предусмотрено, что доминирующим положением не можем быть признано:
- положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов, за исключением доминирующего положения субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
- государственных органов, которые наряду с государственно- властными полномочиями, осуществляют деятельность, приносящую дохо, за исключением организаций, осуществляющих функции указанных органов. (Примечание: в действующей редакции Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон) второй пункт отсутствует);
- Предлагается не признавать монопольно высокой ценой (тарифом) тариф товара установленный субъектом естественной монополии в
пределах тарифа на такой товар, установленного в соответствии с законодательством, а также цену (тариф) установленный законодательством; - Предлагается, изменить компетенцию антимонопольного органа в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в части:
- рассмотрения обращений (предложения, заявления, жалобы) о соответствии проектов соглашений и планируемых действий
хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству. (Примечание: В действующей редакции Закона к компетенции МАРТа относится рассмотрение совершенных действий, а не планируемых); - отнести к компетенции МАРТа выдачу предупреждений о необходимости разработки, утверждения и опубликования правил торговой практики»;
- К обязанности антимонопольного органа по неразглашению охраняемой информации предлагается добавить обязанность неразглашения персональных данных;
- Предлагается изменить субъектный состав лиц, в адрес которых МАРТ вправе направить предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий (бездействия), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. В действующей редакции Закона предостережение может быть направлено в адрес должностных лиц юридического лица, в том числе государственного органа (т.е. исключительно в адрес физических лиц), предлагается установить возможность направления в адрес хозяйствующих субъектов, должностных лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц;
- Предлагается изменяй содержание оснований для направления предостережения:
- публичное заявление о планируемом действии (бездействии) на
товарном рынке, если такое действие (бездействие) может привести к нарушению антимонопольного законодательства (за исключением анонимных заявлений); - иная информация о планируемых действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
- Из статьи 28 Закона (Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности) предлагается исключить случаи конкуренции, связанной с совершением хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в гражданский оборот товара, если при этом имело место незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.
- Экономической концентрацией предлагается признавать получение соответствующего имущества в том числе на основании договора финансовой аренды (лизинга);
- Предлагается изменить перечень и содержание действий не являющихся экономической концентрацией;
- Предлагается установить, что предупреждение антимонопольного органа не выдается в случае выявления в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта, должностного лица хозяйствующего субъекта – юридического лица, государственного органа, его должностного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, по которым в течение предшествующих 12 месяцев такому хозяйствующему субъекту, должностному лицу хозяйствующего субъекта – юридическому лицу, государственному органу, его должностному лицу было выдано предупреждение либо был установлен факт наличия нарушения антимонопольного законодательства.
Свои замечания и предложения можно высказать с 31 августа по 10 сентября 2021 г. в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.
Если Вам понравилась данная статья подписывайтесь на канал, ставьте лайк и пишите комментарии.