Найти тему

Мудрость самурая: 6 решительных предписаний Ямамото Цунэтомо, доступных каждому.

Оглавление
«Говорят, мастер Ягю однажды заметил: "Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя"»
Из «Хагакурэ», или «Сокрытого в листве».

Западному человеку бывает не трудно ответить, что такое бусидо, или, как минимум, из какой культуры пришло это понятие. Но назвать хотя бы нескольких видных представителей данного течения, нескольких самураев, которые внесли неоценимый вклад в развитие искусства пути воина – данная задача даётся большинству с затруднением.

В прошлом посте мы поговорили о великом мечнике Японии – Миямото Мусаси. Но было бы ошибкой полагать, что он один участвовал в совершенствовании и популяризации бусидо.

Время чтения - меньше пяти минут.
Интересный факт: Цунэтомо после смерти своего господина самостоятельно отправился в изгнание вместо сэппуку, так как его господин запретил ему этот ритуал из-за крайней преданности Ямамото.
Интересный факт: Цунэтомо после смерти своего господина самостоятельно отправился в изгнание вместо сэппуку, так как его господин запретил ему этот ритуал из-за крайней преданности Ямамото.

Ямамото Цунэтомо, по моему мнению, самый настоящий и самый преданный самурай, входит в список тех бусидо-просветителей, которые постарались приспособить самурайские традиции под новый, послевоенный период Японии 17-18, переопределить Путь воина в мире, в котором былые качества малополезны, а новые – ещё не развились, и сформулировать те положения, на которые можно было смело опереться в нелёгкие времена.

Самураи, владевшие искусством воина, оказались выброшены в мир, где подобные умения оттеснены счётом, каллиграфией, чиновничьей службой и искусством. Это поставило под вопрос существование самураев как класса в привычном понимании.

Мало того, что бусидо как культурный феномен было беспощадно как к жизни самураев, так и к жизни их слуг. Из-за этого наблюдалась депопуляция среди высшего воинского сословия и их помощников, которая прямым образом влияла на сокращение численности последователей бусидо.

Годы жизни Цунэтомо: 11 июня 1659 – 30 ноября 1719 гг.
Годы жизни Цунэтомо: 11 июня 1659 – 30 ноября 1719 гг.

Ямамото Цунэтомо пытался преобразовать учение о Пути, но при этом не смог распространить своё видение на всю Японию. Его учение передавалось лишь устно, в то время как его знаменитое произведение «Хагакурэ», в переводе – сокрытое в листве, собирало пыль на полках вплоть до 19 века, не увидев света публикации.

Здесь вы разберём шесть положений, которые были призваны помочь трансформации самурая старой формации в самурая без меча. Положения были ориентированы не только на то, чтобы отреставрировать бусидо, но и на то, чтобы помочь отчаянным и брошенным найти опору в нестабильные времена.

-3

1.

«Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Завтра будет тоже только один день.»

Давайте взглянем правде в глаза: сегодня у нас есть всего 24 часа и завтра у нас есть тоже всего лишь 24 часа, ровно как и послезавтра и через год в этот же день: у нас всегда будет только 24 часа, чтобы закончить начатое.

Мы не знаем, что с нами произойдёт в будущем: может, намеченная цель станет неактуальной, а может достижение её – попросту невозможным. Ковать надо пока горячо, а в тот момент, когда дело родилось в голове, наши мысли находятся в полной боевой готовности. Как говорил сам Цунэтомо: « "Сейчас" не отличается от "когда придёт время"»

2.

«Даже если ты предскажешь себе удачу, стоит тебе сделать что-то не так, и она обернётся неудачей. И в то же время, если ты предскажешь себе неудачу, но поступишь правильно, тебе повезёт.»

Наши предсказания и ожидания – это наша тюрьма. Всё зависит лишь от того, как мы поступим в момент происходящего. Остальное – лишь повод скоротать время, бесконтактно соприкасаясь с предстоящим делом и испытывая от этого обманывающее чувство проделывания работы.

Бусидо, или же "буси-до", переводится как "путь воина".
Бусидо, или же "буси-до", переводится как "путь воина".

3.

«Принцип "сначала победи, затем сражайся" может быть выражен двумя словами: "Побеждай заранее". Трудно в учении – легко в бою.»

Почтеннейший Сунь-Цзы говорил о том же самом. Храбро кинуться в гущу сражения без малейшей подготовки, чтобы потом раздавлено уползать с поля битвы – это и есть поражение. Победа любит подготовку, поэтому нужно уделить учению достаточно времени, чтобы не быть безоружным.

«Если сначала победить не можешь, то не сражайся» - это следствие. Проявляй бдительность и осторожность, но не позволяй им подавлять смелость и культивировать страх, которые стесняют движения тела и души.

4.

«Основное правило поведения предписывает быть быстрым в начале и в конце, но не торопиться в середине.»

Раз решил – не мешкай. Решил закончить – заканчивай. Но если начал, то подойди к делу качественно и без спешки, чтобы не упустить самое главное. Сложнее всего даётся именно начало и конец: значит, в начале и конце нужно прикладывать наибольшие усилия. Стремительность и решимость помогают сберечь время, силы и честь.

-5

5.

«Говорят также, что следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты уже умер.»

Словосочетание "словно ты уже умер" не следует воспринимать буквально. На Пути бусидо это значит отрешённость и освобождённость от тягот жизни, которые мы сами на себя зачастую навешиваем, словно тысячу шуб летом. Лёгкость – это залог силы.

6.

«Тот, кто не совершал ошибок, опасен, но ещё опасней тот, кто не исправляет своих ошибок, находя для этого тысячи причин.»

Тот, кто находит тысячи оправданий не извиниться, не загладить вину, не признать ошибку, такой человек опасен в первую очередь для себя и труслив. Храбрость решиться – это то, что появляется в первую очередь внутри, а не снаружи, и это то, что воздействует на внутренний мир, а не на внешний. Чтобы добровольно оскуднять свою личность, лучше, чем постоянно оправдываться, способа не придумать.

-6

Как мы можем увидеть, мудрость бусидо является универсальной. Даже в столь экзотическом культурном течении можно найти звено, понятное каждому. Это говорит лишь о том, что как в прошлом, так и в настоящем, как на Востоке, так и на Западе, у людей были похожие стремления и проблемы.

Если нам позволено черпать мудрость веков, которая в своё время добывалась тяжким трудом, то нам стоит этим воспользоваться. Произведение Ямамото Цунэтомо - лишь верхушка айсберга. Культура бусидо не просто богата: она перенасыщена знаниями. Это неплохой повод ознакомиться с ней подробнее. Многие авторы и идеологи бусидо оставили после себя небольшие произведения, ознакомление с которыми не займёт и дня.

Находите ли вы применение советам Ямамото Цунэтомо в вашей жизни? Пишите в комментарии!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новых публикаций: дальше - интереснее. Этим вы поможете мне повышать качество контента и радовать вас отборным материалом. Спасибо!

#самосовершенствование #бусидо #мудрость #японская культура #полезные советы #общество

Читайте далее:
4 сильных высказывания Цицерона о самосовершенствовании.
9 поразительно ёмких наставлений на Пути от ронина Миямото Мусаси.
Почему мудрость не сделает тебя мудрее. Секрет Германа Гессе.