Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

«Рождение особого ребенка — это всегда случайность». Острую проблему подняли в Борисове

Неприятная ситуация произошла в Борисове. Мама ребенка с аутизмом услышала от одного из специалистов образования района упрек в свою сторону. Касался он особенных детей. Это недопонимание стало толчком к поднятию острой проблемы, причем не только этого райцентра. К большому сожалению, подобные случаи не единичные. В соседней России только в этом году было много резонансных инцидентов, когда детей с особенностями выгоняли с детских площадок или всеми способами «выживали» из детских садов. Проблема действительно актуальная — пришло время искать пути ее решения. Какие? У борисовских мам уже есть свои предложения. МЛЫН.BY пообщался с активистами сообщества особенных детей и узнал подробности непростой для родителей темы.

Начнем с истории Анны Левковой, мамы ребенка с аутизмом (именно с ней произошла описанная выше ситуация). С Анной мы знакомы давно. Ровно два года назад наш портал призывал неравнодушных людей помочь собрать необходимую сумму на реабилитацию ее сынишки Тихона. Тихон родился в семье вторым ребенком без видимых отклонений в состоянии здоровья. Беременность его мамы была без особенностей, роды начались ровно в срок. До года и девяти месяцев мальчик развивался абсолютно нормально, но после отлучения от груди замолчал и стал вести себя не так, как обычные дети.

-2

— Мы тогда заподозрили неладное, но все вокруг твердили: ждите, заговорит, — вспоминает Анна. — Поначалу мы сомневались, почему он не говорит, начали лечение у невролога. Появились аутостимуляции, нарушился сон. Проходили разные обследования, в том числе в Минске. С трех лет начали занятия с дефектологом и психологом. Специалисты ставили разные диагнозы: «моторная алалия с элементами сенсорной», «умственная отсталость», «аутизм».

-3

Анна добавляет, что реабилитация в Турции (на которую собирали деньги) принесла свои результаты. Тихон постепенно учится общаться с людьми. Он добрый, сильный и красивый мальчик, совсем не агрессивный, любит ласку и занятия.

— С отторжением людей сталкиваемся часто, к этому уже даже привыкли. Люди разные. Но никак не ожидали услышать подобное от сотрудника отдела образования, — признается Анна. — Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, никто не застрахован. До сих пор не существует однозначной теории, объясняющей причины возникновения аутизма. Есть только гипотезы. Сегодня это каждый 68-й ребенок, по данным ВОЗ. Доказано, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. И педагог об этом просто обязан знать!

-4

«Хочу, чтобы эта ситуация не замалчивалась!»

После неприятного случая со специалистом образования Анна вместе с мамами из борисовского сообщества «родители детей с особенностями» обратились к начальнику управления по образованию Борисовского райисполкома.

— Нас приняли, внимательно выслушали, — вспоминает Анна. — Начальник Ирина Садовская поддержала нас и предложила выступить с инициативой на ближайшем в сентябре районном совещании. Мы, конечно же, согласились. Эту проблему не нужно замалчивать, чтобы подобных инцидентов не происходило в нашем образовании. Хочу, чтобы эта ситуация не замалчивалась. Детей с особенностями с каждым годом, к сожалению, становится лишь больше. И, думаю, интегрированные группы станут обыденным делом.

-5

Анна сообщила, что борисовская группа «родителей особенных детей» насчитывает 73 человека. Вместе они ищут пути коррекции своих детей:

— Практически все мы знаем друг друга, общаемся, встречаемся, поддерживаем. У нас есть доступ к огромному количеству рассортированной по нуждам литературы, которая полезна и специалистам, и родителям. В Борисове сталкиваемся с тем, что специалистов можно пересчитать по пальцам. Из-за их нехватки мамы часто сами идут на курсы по прикладному анализу или переучиваются на дефектологов. Даже порой открывают центры для таких детей. Примеров много, например, «Эдельвейс» в Гродно и Лиде, «Авокадо» в Бресте, в Минске много частных центров. Но не каждому родителю такое по карману. Приходится выбирать: или работать день и ночь, чтобы пройти интенсивы в частных центрах, или заниматься с тем, кто есть на месте. Но эффект часто совсем не тот.

«Есть острая необходимость в новом профессиональном стандарте»

Сейчас Анна готовится к выступлению на районном совещании. Там будут присутствовать сотрудники всех учреждений образования района.

— Наше выступление уже практически готово. Оно будет сопровождаться презентацией с конкретными предложениями. Также мы сделали наглядные листовки — их можно будет раздавать в учреждениях, — уточняет подробности Анна.
— Наше выступление уже практически готово. Оно будет сопровождаться презентацией с конкретными предложениями. Также мы сделали наглядные листовки — их можно будет раздавать в учреждениях, — уточняет подробности Анна.

Одним из предложений будет необходимость в новом профессиональном стандарте «Специалист по прикладному анализу поведения».

-7
— Это специалист с ключевыми компетенциями для межведомственной системы помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра, — поясняет Анна. — Просто необходимо внедрить поведенческие науки в государственные вузы, чтобы такие специалисты появились в государственных реабилитационных центрах и непременно в школах и детских садах. Без этого систему не создать. Сейчас такие специалисты есть только в рыночном сегменте. Вообще, ученые говорят, что до 60% детей с расстройствами аутистического спектра выходят в высокофункциональную норму. Такие дети социальны, они общаются, работают, живут в обществе. Но при отсутствии ранней диагностики и коррекции инвалидизация нарастает, и ребенок может стать тяжелым инвалидом на всю жизнь. Это будет трагедией для его семьи. Особенно если она поймет, что это можно было предотвратить, но не было денег.
— Это специалист с ключевыми компетенциями для межведомственной системы помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра, — поясняет Анна. — Просто необходимо внедрить поведенческие науки в государственные вузы, чтобы такие специалисты появились в государственных реабилитационных центрах и непременно в школах и детских садах. Без этого систему не создать. Сейчас такие специалисты есть только в рыночном сегменте. Вообще, ученые говорят, что до 60% детей с расстройствами аутистического спектра выходят в высокофункциональную норму. Такие дети социальны, они общаются, работают, живут в обществе. Но при отсутствии ранней диагностики и коррекции инвалидизация нарастает, и ребенок может стать тяжелым инвалидом на всю жизнь. Это будет трагедией для его семьи. Особенно если она поймет, что это можно было предотвратить, но не было денег.

«Специалистов персонального сопровождения катастрофически не хватает»

Ее Тихону сейчас 8 лет. Завтра у мальчика особенный день — он первый раз пойдет в первый класс. А для мамы это новые преодоления. Тихон будет учится в интегрированном классе 17-й школы Борисова, которая находится далеко от их дома. Но не об этом речь — для мальчика, как и для других «особенных» детей будет организован подвоз. Вопрос в другом…

-9

— Обучение в интегрированных классах — это оптимальный вариант для таких деток, как мой сын, — считает Анна. — Такой вариант обучения обеспечивает равный доступ к получению образования и наиболее соответствующий Концепции развития инклюзивного образования.

Но в этой связи возникает еще ряд проблем, требующих управленческих решений, так сказать наверху. Это ограниченное количество специалистов персонального сопровождения, проблема с их поиском и квалификацией. Также отсутствие помещений и кабинетов в школах для организации классов полной интеграции.

-10

Еще проблема подвоза детей из района, нехватка автобусов. Благо у нас этот вопрос решился, но мы сейчас говорим не только о нашем районе. Довольно часто после установления инвалидности по диагнозу аутизм ребенку рекомендуется индивидуальное сопровождение. По закону сопровождение групповое или индивидуальное прописывают психолого-медико-педагогической комиссией. Диагноз, к примеру, выставлен осенью или зимой, но так как комиссии проходят весной, индивидуальное сопровождение выделяется только осенью аж следующего года. Ребенок теряет целый год, не получая нужную и важную помощь, так как многие родители ждут выделения ставки индивидуального сопровождения. И все эти проблемные вопросы мы также хотим озвучить на районном собрании.

-11

Напоследок Анна процитировала известного практикующего Московского дефектолога Наталью Керре:

«Если бы у каждого родителя было право выбора — все бы выбрали рождение здорового ребенка. И это — правда. Но есть и другая сторона этой правды: нельзя никогда быть уверенным, что с тобой этого не произойдет. Рождение особого ребенка — это всегда случайность, всегда стечение обстоятельств, всегда — «просто так звезды встали». Непредсказуемо. И нет гарантий, что сегодня тот, кто с пеной у рта кричит о «необходимости абортировать больных уродов», завтра сам не станет «особым» родителем. Что сегодня специалист, сквозь презрительно оттопыренную губу бросающий: «Ну чем вы думали, когда рожали» — не окажется через какое-то время «особой» мамой или «особым» папой. Мне иногда кажется, что особые дети приходят в этот мир, чтобы напоминать именно об этом: жизнь — такая хрупкая и непредсказуемая. И еще показать, какой и должна быть настоящая любовь — вопреки, независимо от...»

-12

Комментарий директора Минского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Людмилы Федорович:

— Начнем с того, что проблема с нехваткой квалифицированных специалистов действительно существует. Но работа в этом направлении ведется довольно активно. Вопрос на пристальном контроле министра образования. В прошлом году состоялся Республиканский межведомственный семинар. На нем присутствовали представители министерства труда и социальной защиты, министерства здравоохранения, представители ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, ректор педагогического университета имени Максима Танка, директор Института инклюзивного образования, представители главных управлений по образованию облисполкомов, минского горисполкома, родители детей с аутизмом. Шла речь в том числе и о нехватке кадров. Наш педагогический университет уже через месяц после семинара разработал дорожную карту. Это курсы при Инклюзивном институте, который является Республиканским ресурсным центром инклюзивного образования. Там предлагается, как педагогам, так и родителям детей с аутизмом широкий спектр обучающих курсов. Помимо этого, в нашей области в этом учебном году дополнительно вводится 150 сопровождающих (плюс к уже имеющимся). По большому счету на 1 сентября 98 процентам детей с аутизмом будут организованы такие помощники. А к 1 октября мы будем максимально охватывать таких детей.

Сопровождение рекомендуется всем тем детям, которым это необходимо. Здесь учитывается и мнение педагогов, и мнение родителей. Но нужно понимать, что здесь мы стремимся в первую очередь к социализации ребенка, чтобы он был самостоятельным. Поэтому, если видим, что ребенок может находится без сопровождающего в детском коллективе — рекомендуем родителям сначала понаблюдать за его адаптацией. Если все-таки возникает необходимость в помощнике — коррекционный центр выдает заключение и сопровождающий вводится сразу. Делается это независимо от времени учебного года. Если, допустим, ребенок пришел с заключением в ноябре или декабре — помощник у него будет в ближайшие дни. Ждать не нужно!

Что касается подвоза особенных детей к месту учебы — забираем детей с адресов даже в густонаселенных городах. Не говоря уже о сельской местности. Не подвозим за редким исключением — когда родители отказываются и привозят ребенка самостоятельно.

В густонаселенных районах есть вопросы в комплектовании классов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости из-за нехватки свободных помещений в учреждениях. Но администрация учреждений ищет возможность организовать учебный процесс, учитывая все потребности детей с особенностями. Не стоит забывать, что главной задачей любого учреждения образования является создание доступной образовательной среды и комфортных условий для детей с особенностями, в данном случае, детей с аутизмом. В этом учебном году было принято решение о создании родительского совета, в котором будут родители всех категорий детей с особенностями. Цель совета — конструктивное решение возникающих проблем при обучении таких детей.

Автор статьи: Алёна Дроздовская

Автор фото: из личного архива Анны Левковой