Я уверен, что ответ лежит в области психологии, а скорее даже эстетики. Ведь если подумать, большинство из тех, кто ратует за расширение границ государства во всевозможные стороны никогда не были и не планируют бывать на тех самых окраинах и дальних рубежах, которые они мечтают присоединить. Если реально и трезво оценивать обстановку, то условному жителю Перми что Западная Украина с Польшей, что Марс с Венерой – одинаково абстрактные понятия. Экономическая выгода? Не смешите меня. Допустим завтра, по какому-то чудесному стечению обстоятельств Россия получает «мечту почвенника» - контроль над Босфором и Дарданеллами.
Да, у какой-то группы людей (человек 15-20) вырастут их и без того не малые прибыли и рейтинг в списках «Форбс». Благосостояние же 99.9% россиян не только не вырастет, но скорее всего ещё и уменьшится – захват и освоение новых территорий дело накладное, и уж всяко элита существует не для того, чтобы нести эти расходы. Платить за «величие» придётся тебе, а ещё и твоим детям, и внукам. И деньгами – это в лучшем случае, а в худшем – кровью.
То есть реальной выгоды в бесконечном расширении границ для большинства жителей нет никакой. И тем не менее, количество ратующих за «величие», даже ценой больших жертв всё равно существенно превышает число акционеров-выгодоприобретателей предприятия под названием «Великая страна». Почему люди согласны жертвовать своим благом ради чужой выгоды? Обычно всё это списывают на происки пропагандонов и (или) якобы особое генетическое наследие русского народа. Враньё! Я не верю в то, что русский народ настолько глуп, что из-за трёпа десятка сволочей на нескольких ТВ-кнопках готов жить в ущерб себе и своим детям. Нет и никакого «особого генетического наследия» - это вымысел русофобов. Русский народ, как и любой другой хочет жить, жить мирно, сыто и спокойно, а не надорваться и истечь кровью за какой-нибудь очередной мессианский бред. Но, пора к имеющемуся у меня ответу.
Я полагаю, что имперское наследие в первую очередь эстетически привлекательно. Как правило, большинство империй формируют свой высокий художественный стиль (я бы даже сказал, в сочетании с прилагательным высокий – «штиль»). И как правило, он действительно хорош. Конечно, есть исключения. Часто перед самым крушением имперское искусство становится до тошноты пошлым, а в империи австрийского художника-недоучки оно было таковым с самого начала и в течение всех 12 лет существования. Но в целом, на своём пике, искусство большой империи – это роскошь, торжественность, величественные мелодии, пленявшие даже таких певцов свободы, как А.С.Пушкин, например.
Обратите внимание на повод для столь внушительного собрания. Между прочим, на этой картине около 300 человек, а «списочек» утверждался лично Николаем 1. А вот фрагмент полотна, с увеличением, так сказать
Узнаёте человека с бакенбардами в высоком цилиндре? А рядом с ним, с тросточкой? Да-да, дорогие детишки – «злой тоской удручена, к муравью ползёт она».
Мы недооцениваем влияние эстетического на сознание. Большинство того самого «глубинного народа» к чувствам которого любят апеллировать пропагандоны живут в довольно скромной эстетической среде, поэтому, вполне естественно, что большой имперский штиль в их глазах здорово выигрывает по сравнению с хрущёвками, садовыми некоммерческими товариществами, торговыми центрами в бывших заводах.
Просто люди не всегда понимают, что за всем этим стоит невиданное богатство и роскошь одних и обнищание (иногда быстрое, иногда медленное, но всегда неуклонное) других, ордена на парадных мундирах генералов и кровь солдат.
А те, кто понимает, как правило искусные манипуляторы, играющие на естественной привлекательности красоты и затушёвывающие цену, которую на самом деле нужно платить за имперское «величие».
Что же делать со всем этим? Прятать имперское искусство подальше от людей? Ни в коем случае! Просто нужно называть вещи своими именами. Да, это притягательный эстетический феномен. Но ему место в музее, где им можно и нужно любоваться. При принятии же повседневных решений, лучше понимать – что это просто прошлое, красивое, но абсолютно не актуальное в наши дни, да ещё и слишком дорогое. Благо, у нас достаточно примеров бывших империй, которые осуществили мягкую рокировку – убрав соответствующую эстетику в музеи и озаботившись уровнем жизни своих граждан – Австрия, Швеция, Испания.
Русский народ просто физически не переживёт ещё одного имперского строительства. Да и то сказать, большинство из кукловодов взывающих к величию, на самом деле озабочены лишь размером собственного кармана и им просто нужно, чтобы мы ради этого мнимого «величия» работали за копейки, а при необходимости и ложились под кресты на каких-нибудь балканах и прочих проливах.