Михаила Андреевича Суслова частенько называли "серым преосвященством". Никто еще так долго до него не сохранял за собой поста секретаря по идеологии. Многие его сравнивают с кардиналом Ришелье, а я бы сравнил с отцом Жозефом, серым кардиналом при красном кардинале. Свое влияние Суслов сохранил вплоть до своей смерти в начале 1982 года.
Коммунистический аскет
Молодого долговязого очкарика заметил Сталин. Михаил Андреевич, как никто другой, мог в нужный момент быстро найти нужную цитату из трудов Ленина, Маркса и Энгельса. А в те времена, когда не было под рукой интернета, такие таланты ценились на вес золота.
Есть мнение, что Сталин все-таки оставил наследника. И это был не Маленков и не Косыгин. И уж точно не Хрущев. Вождь хотел, чтобы партию возглавил такое же аскет, как и он, Суслов Михаил Андреевич.
В кремлевской столовой он не смотрел в сторону деликатесов, которые вполне мог себе позволить. Его неизменным блюдом было картофельное пюре с сосиской. Пообедав, он всегда оставлял на столе 80 копеек. Питаться за чужой счет он не хотел.
Носил одно и тоже драповое пальто, серый плащ и костюм старого покроя. В промозглую погоду всегда надевал калоши. Но упрекнуть Михаила Андреевича в нечистоплотности не мог никто. Как-то на одном заседании Брежнев даже пошутил: "А не скинуться ли нам, товарищи, на новый костюм для Михаила Андреевича". Суслов принял критику товарищей и на следующий день пришел в новом костюме.
А на какие же цели, спросите вы, тратил он свою зарплату члена Политбюро? А на благотворительность. Перечислял в детские дома, в больницы. Покупал книги для библиотеки на своей родине. Помогал строить мемориал на Пискаревском кладбище.
Естественно, такой человек, как Суслов, не мог себе позволить курить и употреблять спиртные напитки. В его рюмке всегда присутствовала кипяченая вода. Кто не был близко знаком с Михаилом Андреевичем, удивлялся, что он никогда не пьянеет, сколько бы не выпил.
Квас нельзя приготовить без сусла, а идеологию – без Суслова
Так про Суслова шутя говорил Брежнев.
Демоническую репутацию Суслову создали его "подопечные товарищи". По долгу службы он курировал творческую интеллигенцию, а они за словом в карман не лезли. Многим из их братии он внушал страх.
Однако, вопреки сложившемуся стереотипу, Суслов не был примитивным сухарем. Когда Эренбург опубликовал свою статью в защиту лирики в век электроники, где привел пример, что и в космосе пригодится ветка сирени, то Суслов горячо поддержал поэта.
Однако он насмерть стоял перед публикацией любого произведения, содержание которого могло в той или иной мере навредить основам коммунистического учения. Кстати, студенты того времени именно Суслову должны сказать "спасибо" за возможность в течение двух курсов изучать научный коммунизм.
Михаил Андреевич никому никогда не делал разносов. Был всегда приветлив и почтителен, в том числе и к своим оппонентам. Но если было нужно, он действовал методично, культурно и довольно жестко. Именно Суслов навел в Польше порядок, когда там разразился политический кризис.
Суслов в свое время помог Хрущеву обосновать вредную сущность культа личности. Поддержал он его и в 1957 году, когда Первого секретаря попытались сместить старые большевики. А вот в 1964 году Суслов не поддержал Хрущева. В своем докладе на пленуме ЦК он публично раскрыл всю правду про "царя Никиту". Ему действительно в последнее время претил авантюризм Никиты Хрущева.
Главный солист Брежнева
"Человек с лицом постаревшего студента", – говорил про главного идеолога страны президент Франции Жискар д'Эстен. Своим высказыванием француз попал в точку, так в поведении Суслова не было ни малейшего налета барственности, свойственного многим его товарищам по ЦК. В любом возрасте на собеседника из-под очков смотрели молодые и внимательные глаза.
В оркестре Брежнева Суслов выступал главным солистом. Брежнев ценил в Михаиле Андреевиче работоспособность, отсутствие интриг с его стороны и равнодушие к властным полномочиям. Да и авторитет Суслова очень пригодился Леониду Ильичу. Его знали за границей, как продолжателя русских революционных традиций.
Смерть настигла Михаила Андреевича в январе 1982 года. На его похоронах Брежнев не смог сдержать слез. "Мы теряем лучших людей", – только и смог произнести Леонид Ильич. Суслов до последнего своего дня верил в идеалы партии.
Никто тогда и не мог предположить, что со смертью Михаила Суслова начнется «пятилетка похорон» членов Политбюро ЦК КПСС.
📌 Вашему вниманию: