Найти тему

Взрывающиеся катера типа FL: дроны-камикадзе кайзера.

Приветствую вас друзья! Во время обеих мировых войн германские инженеры создали множество различных образцов вооружений, порой опередивших свое время. Определенного прогресса достигли немцы и в создании дистанционно управляемых боевых средств, в частности взрывающихся катеров.

В 1906 году германский инженер Вильгельм фон Сименс создал первый проект радиоуправляемой торпеды. Однако технологии того времени ещё не позволяли воплотить эту идею в полноценное боевое средство.

Сама же идея управления малоразмерным судном посредством радиокоманд показалась Сименсу перспективной. Исследования в этом направлении были продолжены. Он заказал фирме "Люрсен" ("Luerssen") небольшой катер с двумя бензомоторами по 50 л.с каждый, позволявших судну развивать скорость в 34 узла. Катер, получивший имя "Havel", был оснащен системой радиоуправления. В 1909 году по заказу кайзеровского флота был построен для испытаний 30-футовый (9,1 м) катер "Racker", развивавший скорость 28 узлов. На этот раз доктор Сименс применил дистанционное управление по кабелю. Эксперименты с обоими катерами доказали принципиальную возможность дистанционного управления судами и позволили отработать необходимые для этого технические средства.

Система управления, установленная на катерах, состояла из приемников, включавших в себя реле Сименса-Брауна, усилители сигнала и антенны (в случае применения радио). Приемники, в свою очередь, были подключены к системе управления, состоявшей из распределителя, который направлял поступающие сигналы на устройство управления, а оттуда на рулевой механизм.

С началом первой мировой войны работы в этой области активизировались. 5 ноября 1914 года Комиссия по транспортным технологиям (Verkehrstechnische Prüfungs-Kommission/VPK) получила от Военного министерства заказ на разработку системы дистанционного управления, которая могла бы устанавливаться на воздушных и надводных судах. Руководителем проекта стал Макс Вин, директор института физики Иенского университета. Инициатором же создания взрывающихся катеров выступила фирма "Siemens - Schuckert", используя свои довоенные наработки в области дистанционного управления кораблями.

В феврале - мае 1915 года были проведены эксперименты на озере Мюггельзее под Берлином, а затем также в Травемюнде и Киле. Испытывались как управление катерами по проводам так и с помощью радиосвязи. Испытания проведенные фирмой Siemens & Halske в присутствие представителей кайзеровского военно-морского флота показали многообещающие результаты: “Механизм управления работал отлично, как с управлением по кабелю, так и с беспроводным управлением. Между передатчиком и приемником на борту судна в море совершенное функционирование релейного механизма могло быть достигнуто на расстояниях до 30 км"

Слева: FL-1 выгружается из железнодорожного вагона. Радиомачты еще не установлены, но катер, похоже, оснащен прожектором, вероятно, для испытаний в ночных атаках. Справа: FL- 1 на полном ходу, с экипажем на борту для проведения испытаний. Выкрашенный в белый цвет настил и носовая волна выдали бы их приближение, но их небольшие размеры и скорость сближения делали их трудной мишенью. Мачты радиоантенны подняты, а задняя мачта выше первой, чтобы учесть, что носовая часть поднимается со скоростью. Антенный кабель спускается с передней мачты.
Слева: FL-1 выгружается из железнодорожного вагона. Радиомачты еще не установлены, но катер, похоже, оснащен прожектором, вероятно, для испытаний в ночных атаках. Справа: FL- 1 на полном ходу, с экипажем на борту для проведения испытаний. Выкрашенный в белый цвет настил и носовая волна выдали бы их приближение, но их небольшие размеры и скорость сближения делали их трудной мишенью. Мачты радиоантенны подняты, а задняя мачта выше первой, чтобы учесть, что носовая часть поднимается со скоростью. Антенный кабель спускается с передней мачты.

В сентябре 1915 года флот заказал 12 дистанционно управляемых катеров, получивших обозначение FL - сокращение от Fernlenkboot, что в переводе с немецкого - лодка с дистанционным управлением. Позднее была заказана вторая серия катеров с номерами FL-13 - FL19. Последние два катера в итоге не были достроены и общее число вступивших в строй катеров-камикадзе составило 17 единиц.

Упрощенная схема катера типа FL
Упрощенная схема катера типа FL

Водоизмещение катера составляло 6 тонн. Длина 13 метров, ширина1,86 метра и осадка 0,66 метра.Два мотора фирмы «Майбах» по 210 л.с. (вторая серия — по 230 л.с.) позволяли развивать скорость в 28 узлов (вторая серия — 30 узлов). В носовой части корпуса устанавливался 230-кг заряд тротила. Управление осуществлялось с берега через тонкий электричес­кий кабель длиной 20 км и общим весом 800 кг. Катушка с кабелем устанавливалась в кормовой части.

Передатчик установленный на берегу подавал три вида сигналов. Первый для запуска стартеров двигателей, второй вид сигналов в форме различных комбинаций импульсов управлял рулем, третий вид си­гнала предназначался для активации взрывателя заряда взрывчатки. В случае обрыва кабе­ля срабатывал автоматический взрыватель, чтобы катер и аппаратура на нем не достался противнику.Но несовершенство техники приводило и к тому что людям приходилось иди на громадный риск, чтобы сохранить в тайне новое "вундерваффе". Например во время одной из попыток применения катеров-торпед, потерявший управление катер был спасен летчиком-наблюдателем обеспечивающего гидросамолета. Он вынужден был высадиться на катер и под вражеским огнем привестти его обратно в порт. Был предусмотрен и взрыватель контактного дей­ствия — на случай удара катера о препятствие.

Команда закатывает в укрытие один из FL- ботов, 1916 год.
Команда закатывает в укрытие один из FL- ботов, 1916 год.

Понятное дело, никаких мониторов и радаров тогда и в помине ещё не было. Оператор, управлявший катером-торпедой, дол­жен был наблюдать его визуально, чтобы иметь возможность корректировать курс. Для размещения постов управления строились специальные вышки. Высота такой вышки в Киле была 27 метров, что позволяло управлять катером на дальности в 15 километров. Тридцатиметровая вышка в Травемюнде обеспечивала види­мость на 25 км.

В дальнейшем для наблюдения за катерами использовали самолеты и дирижабли морской авиации. Аэроплан сопровождавший катер на пути к цели, передавал по радио данные об отклонении от курса на береговой пост. Таким способом удалось увеличить дальность действия телеуправляемых катеров до 50 километров.

Схема наведения катера на цель  при помощи берегового наблюдательного поста и самолета морской авиации.
Схема наведения катера на цель при помощи берегового наблюдательного поста и самолета морской авиации.

Командование ВМС предполагало использовать взрывающиеся катера на двух театрах военных действий - на Балтике и у побережья Фландрии. Для этого в Либаве, Кольберге, Зеебрюгге и Остенде были построены 30-метровые вышки постов берегового управления. предполагалось, что каждый пост будет обслуживать по три катера. К концу 1916 г. в указанных пунктах базировались 10 катеров-торпед, вместе с гидросамолетами сопровождения, по одному на каждый пост. Еще семь катеров-торпед планировалось ввести в строй в ближайшее время. Позже фокус сместился в сторону побережья Бельгии, которое подвергалось частым обстрелам британскими кораблями, поэтому практически все катера были направлены во Фландрию, где и несли службу.

Один из катеров в море на полной скорости у побережья Фландрии, 1916 год
Один из катеров в море на полной скорости у побережья Фландрии, 1916 год

В течении 1916 года служба катеров не изобиловала успехами. В следствие технических неполадок были потеряны. Первую результативную акцию с участием телеуправляемых катеров удалось провести 1 марта 1917 года. Катер FL-7, пущенный на передовой пункт базирования английского флота Ньюпорт на бельгийском побережье, врезался в мол и полностью разрушил его на протяжении 50 метров.

Монитор "Эребус" - единственная "жертва" германских взрывающихся катеров. Построен в 1916 году. Водоизмещение 8450 тонн, Вооружение состояло из двух 381-мм орудий в башне и (первоначально) двух 152-мм орудий в палубных установках.
Монитор "Эребус" - единственная "жертва" германских взрывающихся катеров. Построен в 1916 году. Водоизмещение 8450 тонн, Вооружение состояло из двух 381-мм орудий в башне и (первоначально) двух 152-мм орудий в палубных установках.

Наибольшим успехом катеров-торпед типа FL, стала атака британского монитора "Эребус" 28 октября 1917 года. Обнаружив в 40 километрах от бельгийского порта Остенде монитор, шедший в охранении 15 других кораблей, немцы решили атаковать их дистанционно управляемым катером FL-12. Он был выведен в море в 12.30 и первые полчаса управлялся с берега, после чего к корректировке курса и наведению на цель подключился самолет морской авиации. Примерно в 14.18, благополучно миновав корабли охранения, катер ударил в середину правого борта монитора. Взрывом был разрушен противоторпедный буль и произошел подрыв части боезапаса в кормовом погребе за ним. "Эребус" получил значительные повреждения, но остался на плаву. Корабль добрался до порта где встал на двухнедельный ремонт.

3 ноября 1917 года в Рижском заливе катер FL-4 попытался атаковать русский эсминец, к сожалению, не удалось установить какой именно, и был уничтожен артиллерийским огнем.

Погрузка одного из катеров при помощи крана
Погрузка одного из катеров при помощи крана

Самым слабым местом системы управления был одножильный электрический кабель. Он легко рвался, после чего уп­равление катером станови­лось невозможным. Поэтому фирма "Сименс" параллельно продолжала работать на системой управления посредством радиосигнала. К осени 1917 года на трех катерах FL-8, FL-14, FL-16 была установлена усовершенствованная аппаратура радиоуправления. Проведенные испытания показали, что дальность действия катеров на радиоуправлении составила 100 (по другим данным -140) километров, что почти в четыре раза превышало этот показатель у "проводных". Однако боевых успехов этим катерам одержать не удалось - несмотря на все усилия инженеров не удалось добиться надежной работы антенн и приемников, установленных на катерах. 6 сентября 1917 года во время атаки на британские мониторы, проводившие обстрел бельгийского побережья, был потоплен артиллерийским огнем катер FL-8.

К этому времени энтузиазм германского морского командования вокруг нового оружия несколько поубавился - уж очень много сложностей с системой управления. Поэтому девять катеров FL (FL-1, 2, 6, 9, 10, 11, 13, 15, 17) было решено превратить в обычные сторо­жевые катера, вооружив каждый из них 37-мм пуш­кой. В этом качестве они и продолжили свою службу.

Ну а к созданию взрывающихся дистанционно управляемых катеров немцы вернулись уже в годы второй мировой войны.

Источники: А.Е. Тарас "История торпедных катеров XiX-XX вв.", Д.И. Калмыков, И.А. Калмыкова "Торпедой пли! история малых торпедных кораблей" (сборник под. ред А.Е. Тараса), "ВМС Гемании 1914-1918. Справочник по корабельному составу"/ Журнал "Морская коллекция" №3-1996,"ВМС Великобритании 1914-1918. Справочник по корабельному составу"/ Журнал "Морская коллекция" №4-1995, Ю.Ю. Ненахов "Чудо-оружие" Третьего рейха", Roger Branfill-Cook "Torpedo. The Complete History of the World's Most Revolutionary Naval Weapon"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Ещё статья по теме:

Атака дронов: беспилотные боевые средства Первой мировой