Напомню место этого задания в таблице Пошаговой программы (подробнее об этом здесь).
Раздел I (возраст детей 1-2 года)
1. Летняя картина
2. Бабочки
3. Мешок с игрушками
4. Шарики в коробку
5. "Солнышко" (ИЗО) (шаг 5 – I)
Взрослый рисует "Солнышко" на глазах ребёнка.
Интерес к процессу рисования должен исходить от взрослого.
Я уже подчёркивала в предыдущих статьях, что все задания Программы взрослый не ребёнку предлагает, а выполняет их сам, но НА ГЛАЗАХ у малыша. Выполняя задания с эмоцией восхищения на лице и в голосе, Вы непременно вовлечёте ребёнка в совместную игру. Эмоции - заразительны!
Рассказав сказку "Здравствуй, Солнышко!", Вы сообщаете малышу, что сейчас сами нарисуете солнышко, чтобы порадовать зверят.
А какое оно - Солнышко: жёлтое и круглое.
Рисуете круг и лучики, отходящие от круга, желтой гуашью, большими мазками, напевая песенку, вспоминая - какие хорошие слова о Солнышке говорили зверята /рисовать нужно гуашью, а не карандашами, чтобы Солнышко получилось большим, ярким, насыщенного желтого цвета/.
Также нужно говорить и о том, как любят Солнышко дети и взрослые, ведь оно согревает всех, всех, всех.
Быть может, на этом Вашем рисовании всё и закончится /дети разные: кому - всего год, а кому - почти два/. Ребёнок ещё не готов к рисованию, не проявляет желания.
В этом случае, покажите малышу, какое красивое и яркое получилось Солнышко, как ему рады Мишка, Зайка и Ёжик.
Ждите, когда у малыша появится желание самому взять в руки кисть или карандаш. Оно появится обязательно, не торопите события.
Подготовка ребёнка к занятию рисованием.
Нужно быть готовым к любому варианту развития событий.
Во время занятий под рукой всегда должны быть фломастеры. Ими можно всё, что нужно подрисовать и дорисовать, и не только во время занятия рисованием.
В отдельной баночке разведите желтую гуашь до консистенции жидкой сметаны, ещё в одну баночку налейте чистой воды для промывания кисти.
Ребёнку можно надеть фартучек, или закатать рукава, а ещё лучше - иметь отдельную рубашку для занятий с застёжкой на спине.
Конечно же, нужно подготовить несколько листов чистой белой бумаги, потому что иногда "художнику" и трёх листов может оказаться мало.
В случае рисования "Солнышка" можно иметь несколько листов с уже нарисованным желтым кругом (для дорисовывания лучей) или с наклеенным кругом из цветной желтой бумаги.
Совместное рисование родителя и ребёнка.
В случае, когда малыш сам потянулся к кисточке, которой Вы рисовали Солнышко, переходите к варианту совместного рисования.
Сотворчество родителя и ребёнка в процессе рисования важно не только для помощи в обучении рисованию, но и для укрепления взаимоотношений взрослого и малыша.
Сотрудничество малыша и родителя должно практиковаться на протяжении всего периода раннего детства.
Положив перед ребёнком чистый лист бумаги (или лист с нарисованным желтым кругом), возьмите руку ребёнка, предварительно вложив в неё кисточку, в свою руку (приём “рука в руке”).
Покажите, как нужно обмакнуть кисточку в гуашь и набрать краску. Все действия сопровождайте словами. Затем нарисуйте на бумаге кисточкой, зажатой в ручке ребёнка, окружность, говоря при этом: “Солнышко вот такое – круглое, круглое”.
Покажите, как можно закрасить всё солнышко желтым цветом, при этом кисточка движется только в одном направлении, в отличие от фломастера (карандаша), который может двигаться “туда-обратно”.
Во время рисования постоянно подбадривайте ребёнка; обращайте внимание, что Солнышко смотрит на него и улыбается.
Приступая к рисованию лучиков (а с самыми маленькими детками только лучики и дорисовываем), скажите, что Солнышко любит всех-всех-всех, поэтому у него очень много лучиков. Хватит каждому.
Один лучик будем рисовать направленным на Таню, Петю (имя Вашего ребёнка), другой – на Мишку, третий – на Зайчика и т.д. (показывайте на игрушки, поставленные в разных местах). Делайте вместе с малышом мазки в разных направлениях.
Можно пририсовать глаза и рот солнцу фломастером (без участия ребёнка).
Вот какое красивое Солнышко у нас!
В раннем возрасте предпочтение отдаём фломастерам
В первый раз мы рисовали солнышко гуашью потому, что важно было показать яркость и насыщенность изображения светила. И в будущем, если акцент во время изобразительной деятельности будет делаться на цвете предмета, будем при рисовании использовать краски.
Однако, уже в следующий раз (на другой день) можно нарисовать с ребёнком "Солнышко" (дорисовать лучи), используя фломастеры.
Важно лишь рисовать лучики подлиннее, не отрываясь от бумаги и выбирать правильно их направление.
Предпочтение нужно отдавать именно фломастерам, а не карандашам.
Карандаши требуют нажима при рисовании, а ручки маленького ребёнка ещё очень слабы. Фломастеры же оставляют сразу жирный, заметный след на бумаге, даже при самом слабом нажиме.
Но, исключать карандаши из инструментария дошкольника ни в коем случае нельзя, потому что с их помощью мы как раз будем заниматься развитием и изобразительных навыков ребёнка, и мелкой моторики руки, и подготовкой руки к письму.