Найти тему
АвиаОбоз

Наследие 11 сентября: десятилетие турбулентности для авиации

В течение 10 лет после террористических атак авиационный бизнес был грустной историей в части зарабатывания денег. Giovanni Bisignani, руководивший IATA - Международной ассоциацией воздушного транспорта 10 лет с 2002 года, сказал в годовом отчете за 2010 год, что отрасль потеряла за это десятилетие почти $50 миллиардов

Swissair стала одной из первых жертв кризиса после 11   сентября 2001 года. Фото: AirTeamImages
Swissair стала одной из первых жертв кризиса после 11 сентября 2001 года. Фото: AirTeamImages

В июне 2003 года, менее чем через два года после терактов 11 сентября Giovanni Bisignani сказал руководству авиакомпаний на ежегодном собрании IATA: «Отрасль пострадала от четырех всадников апокалипсиса. Последствия 11 сентября, спада мировой экономики, атипичной пневмонии и Ирака были разрушительными. Авиационная отрасль была похожа на боксера, которому после каждого нокдауна бьют сильнее».

В начале 2000-х это представлялось кризисом, но шок заключался в том, что до эпидемии в 2020 году слово кризис даже близко не могло описать состояние последних 18 месяцев. По оценкам IATA, в 2020 году отрасль потеряла $126 миллиардов, а в этом году ожидается убыток в размере $48 миллиардов.

ИНТЕНСИВНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

«11 сентября стало одним из катализаторов реструктуризации в отрасли, но не изменило направления развития бизнеса. И это именно то, что сделает коронавирус - он ускорит эволюционный процесс, который уже начался», - считает Mark Dunkerley, который занял должность коммерческого директора бельгийской авиакомпании Sabena за несколько недель до 11 сентября и стал президентом Hawaiian Airlines в 2002 году.

2000-е годы были периодом интенсивной реструктуризации участников отрасли, особенно в США. Но есть некоторая ирония в том, что государственная финансовая поддержка и Статья 11 о банкротстве, замедлили изменения. «Самые слабые выстояли. Они реструктурировались и снова стали сильнее», - говорит Mark Dunkerley.

Конечно, в том десятилетии были потери. Ушли такие известные имена, как Sabena, Swissair, Ansett Australia, Air Afrique, Transbrasil, TWA.

Однако, как и сейчас, тогда были выскочки и разрушители, готовые воспользоваться ситуацией. Как написала в сентябре 2002 года Airline Business: «В то время как многие пострадали, кризис стал трамплином для нового поколения операторов с низкими тарифами, и пример тому - JetBlue». В Европе бурно развивались EasyJet, Ryanair, Go и также быстро развивались Virgin Blue в Австралии и WestJet в Канаде.

JetBlue был олицетворением нового поколения лоукостеров 21 века. Фото: Airbus
JetBlue был олицетворением нового поколения лоукостеров 21 века. Фото: Airbus

Для Jeff Katz, пионера цифровых услуг в авиаперевозках, исполнительного директора Swissair с 1997 по 2000 год и члена совета директоров Northwest Airlines с 2005 по 2009 год, консолидация авиакомпаний, спровоцированная финансовыми потрясениями, стала самым серьезным итогом 11 сентября в последующие годы. Самыми крупными из них стали слияние America West и US Airways в 2005 году, Northwest и Delta Air Lines в 2008 году и Continental и United в 2010 году.

«В Европе были разные варианты консолидации: British Airways-Iberia, Air France-KLM, образование Lufthansa Group, но в целом, будь то в Европе или США, они были удачны для авиакомпаний», - говорит Jeff Katz. «В США сейчас четыре очень мощные авиакомпании, которые доминируют на основных маршрутах. Европа немного слабее, но есть побочный эффект - тщательное управление пассажиропотоками».

По словам Jeff Katz, еще одним важным результатом 11 сентября стало распространение Интернета для продажи авиабилетов и развитие цифровых технологий. В июне 2002 года он был руководителем нового глобального онлайн-туристического бизнеса Orbitz Worldwide, созданного крупными компаниями США в ответ на рост числа онлайн-туристических агентств, таких как Travolocity и Expedia. «Orbitz стал популярным, поскольку доступ к жизненным процессам онлайн стал скорее необходимостью, чем удовольствием. Этот сайт был разработан гораздо лучше, чем сайты многих авиакомпаний».

Европейские авиакомпании основали собственное онлайн-туристическое агентство Opodo, которое открыл Giovanni Bisignani в ноябре 2001 года до работы в IATA. В следующем десятилетии онлайн-бронирование путешествий уже стало нормой. И в это же время IATA ввела электронные билеты, чтобы автоматизировать устаревшие процессы и сэкономить деньги.

НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ

Для Mark Dunkerley, который ушел с поста руководителя Hawaiian в 2018 году, один из уроков 11 сентября и серии потрясений, последовавших за этим десятилетием, в том числе урагана Катрина, SAR, скачка цен на нефть до $140 за баррель и финансовый кризис 2008 года показал, что отраслевые изменения не зашли достаточно глубоко. «Что показательно в том десятилетии, так это то, что влияние каждого крупного потрясения показывало, что реструктуризация еще не проведена», - говорит он. «Отрасль по-прежнему не работала хорошо. И по-прежнему не приносила ощутимой прибыли в хорошие времена и не демонстрировала устойчивости в сложные времена».

После крупных слияний в США и упорядочиванием пропускной способности, а не погони за рыночной долей, десятилетие 2010–2020 годов ознаменовало собой годы беспрецедентной прибыльности для авиакомпаний во всем мире.

Воздействие коронавируса свело на нет практически весь этот прогресс. Тем не менее, авиационные перевозки — это устойчивый бизнес, обусловленный высоким спросом. Участники рынка, предоставляющие эту услугу, изменятся, и так же, как после 11 сентября, произойдет консолидация самых сильных и недорогих перевозчиков.

Источник: FlightGlobal

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале