Найти тему
Muslimlife.Kz

Ночной джихад

«20 лет я вел джихад против самого себя. Я сражался, делал все, чтобы продолжать вставать на молитву ночью. За эти 20 лет я ни разу не испытал сладости от ночной молитвы. И только по прошествии 20 лет я нашел успокоение и сладость...»...

Это слова одного из величайших ученых ранней эпохи Ислама. Считается, что имам Суфьян Саури (живший до 161 г. х.) был одним из «восьми аскетов» своего времени. Он (милость ему Аллаха) был абидом – поклоняющимся.

20 лет ночного джихада. И никакой сладости от молитвы в течение всех этих лет?

Тем не менее, проявляя непоколебимое, вдохновенное терпение, он продолжал начатое. Он сражался в страхе перед Аллахом, шел в поход с любовью к Нему и усиленно трудился в надежде на Него.

Позже он скажет, что совершенный им однажды грех не давал ему совершать ночные молитвы в течение пяти месяцев.

Тахаджуд происходит от корня
«ха-джа-да», означающего «бдение ночью», проводимое в благочестивых молитвах.

Для многих из нас одна только мысль об обязательной (не говоря уже о добровольной) молитве приводит к вялому ее исполнению, словно мы находимся в полудреме.

Мы молимся, но разве это молитва?
Мы взываем, но разве это зов?
Мы пытаемся поминать Аллаха, но разве это поминание?


20 лет джихада (джихада против своего эго). 20 лет: в горе и радости, в счастье и печали, в достатке и бедности, в страхе и уверенности, переживая рождение и смерть близких, испытывая любовь и вражду других людей. 20 лет постоянства в поклонении при любых жизненных обстоятельствах.

Аллах описывает неприязнь верующего по отношению к удобству своей мягкой постели в суре «Саджда» (Коран, 32:16–17):

تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاء بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

Часто этот аят переводят следующим образом:

«Они отрывают (джафа) свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют (в благотворительности ради Аллаха) из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали...».

На самом же деле, слово «джафа» выражает презрение. Аллах описывает физическое состояние верующего как ненавидящего свою постель и то удобство, что она предлагает.

Имам Шафии (милость ему Аллаха) обычно дотрагивался до своей постели и говорил:

«Чтоб ты была разрушена! Ты всегда так мягка и притягательна...».

Абу Ханифу (милость ему Аллаха) однажды спросили, как часто он читает Коран от начала до конца.
— Вы имеете в виду днем или ночью? – спросил в ответ он.
— Ночью, – уточнил спрашивающий.
— Вы имеете в виду во время тахаджуда или вне молитвы? – снова спросил имам.


Субханаллах!

Наше безрассудство порой подбивает нас почувствовать себя удовлетворенными своим нынешним уровнем набожности и ибадата. Бесполезное времяпровождение в интернете мы называем дагватом, на братьев по вере мы смотрим как на напарников по совместным развлечениям, а в мечеть приходим для общения и времяпровождения. Наш ибадат слаб и скован, зато пустые разговоры раскованы и фривольны. Проводя унылую, однообразную жизнь, занимаясь скучной работой или вообще не работая, тратя свободное время на праздный досуг и получая от всего этого хороший заряд стресса, у нас, тем не менее, складывается грандиозное самомнение с явно завышенной оценкой своей близости к Божественному. Реальную же самооценку, складывающуюся в глубине наших сердец, мы отбрасываем, считая ее чрезмерно упрощенной.

— То было тогда, а это сейчас. То был имам Суфьян, а я всего лишь Яхья, – отвечаем мы здравой, реальной самооценке.

Такой ответ позволяет нам забросить все попытки измениться к лучшему. В результате, мы пытаемся найти быстрые, готовые решения возникающим проблемам, в то время как эти проблемы являются нашими духовными недугами, и их разрешение – в переосмыслении, обновлении Веры.

Однажды, около 10 лет тому назад, я спал в гостиничном номере, думая, что нахожусь в нем один. Я и не догадывался, что в гостинице не хватало номеров, и в действительности это был не мой номер, а номер шейха Мухаммеда Сафвата Нуридина (милость ему Аллаха). В номер же меня поселили, зная, что я являюсь его учеником. Мой учитель явился посреди ночи, чтобы войти в СВОЙ номер. Я же, ни о чем догадываясь, спокойно спал.

Проснувшись и услышав звуки, похожие на тяжелые вздохи, я не на шутку испугался и прочитал аят «Аль-Курси». 252 Последовали тихое хныканье и стон. Это был плач.

Я присел и осмотрелся вокруг, пытаясь одновременно нащупать выключатель на лампе и найти мои очки; все это время произнося аят «Аль-Курси». Сердце было готово выпрыгнуть из грудной клетки.

Я и не подозревал, что в углу комнаты, около двери, мой шейх склонился в земном поклоне, исполняя ночную молитву. Он пришел, съел яблоко, совершил омовение и сделал то, что было естественным. Он молился: стоял, кланялся и падал ниц перед Аллахом.

Сначала я было подумал, что это просто мои галлюцинации от бессонницы, связанной со сменой часовых поясов. Но я знал о твердости ибадата шейха: как внешне – чему я был свидетелем, так и внутренне – за что Аллах дарует награду.

Я совершил омовение и присоединился к нему. Утром он поведал мне о словах Саури. Он был очень вежлив в своих советах. Не спи всю ночь напролет. Даже если не получаешь удовольствия от поклонения, вспомни о Саури. Аллах проявляет милость по отношению к нашим ученым и ученикам, стремящимся к знаниям…

Саури также сказал:

«Я не мог читать тахаджуд в течение пяти месяцев из-за одного совершенного мною греха...».

Некоторые мусульмане обращались к Ибн Масуду (да будет доволен им Аллах) со словами:
— Мы не можем исполнять ночную молитву.
— Ваши грехи препятствуют вам в этом, – отвечал он.


В начале миссии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по доведению Ислама до человечества Аллах повелел ему:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا نِصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْعَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«Закутавшийся! Простаивай в молитве ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением...» (Коран 73:1–4).


Половину ночи!? На самом деле?

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

«Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не прекращал совершать ее. Когда он (мир ему и благословение Аллаха) был болен или слаб, он совершал молитву сидя» (Бухари, Муслим).

Я не стремлюсь поразить ни себя, ни вас аятами и хадисами, восхваляющими достоинства тех, кто встает ночью на молитву. Моя цель – просто спросить:

— Почему это так трудно для меня?

Я пишу вам, чтобы напомнить об этом самому себе.
Я хочу молиться больше, чем молюсь сейчас, чаще, чем сейчас, спокойнее и размереннее, чем сейчас, дольше и покорнее, чем сейчас.

Я хочу, чтобы мы были одними из тех, кто спит мало по ночам, но при этом находит энергию и баракат днем. Я хочу каждое утро встречать рассвет, совершив свой джихад ночью. Я хочу находить успокоение и облегчение в том ибадате, что является признаком праведности.

إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي جَنَّاتٍ وَعُيُونٍ آخِذِينَ مَا آتَاهُمْ رَبُّهُمْ إِنَّهُمْ كَانُوا قَبْلَ ذَلِكَ مُحْسِنِينَ كَانُوا قَلِيلًا مِّنَ اللَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ وَبِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

«Богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников, получая то, что дал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом молили о прощении...» (Коран, 51:15–18).

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاء اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

«Разве тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя в молитве, страшась Того Света и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Разве знающие равны незнающим?». Поминают назидание лишь обладающие разумом...» (Коран, 39:9).


Я хочу, чтобы моя жена обливала или хотя бы обрызгивала меня водой в соответствии с высказыванием Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Абу Дауд, достоверный хадис).

Хасана Басри (еще одного из «восьми аскетов») однажды спросили:
— Мы не можем выполнять ночную молитву, назначь же нам лекарство.
— Не ослушивайтесь Его в течение дня, и Он поможет вам стоять перед Ним в течение ночи, – последовал ответ.


О Аллах! Помоги мне помнить Тебя, благодарить Тебя и совершать лучше мое поклонение.
О Аллах! Помоги мне вставать для поклонения Тебе и быть последовательным в этом поклонении.
О Аллах! Позволь нам поклоняться Тебе так, как Ты того заслуживаешь.
О Аллах! Даруй нам долготерпения в поклонении Тебе.


Я прошу тебя, мой брат (сестра), просить Аллаха, чтобы Он помог мне и моей семье поклоняться Аллаху в то время, когда другие пребывают во сне.

Автор: Яхья Ибрахим
Источник (англ.): MuslimMatters.org
Перевод: askimam.ru
Опубликовано (по всем вопросам): muslimlife.info

Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK