Россия - страна разросшаяся, огромная, с очень странным распределением населения, и, откровенно говоря, абсолютно уязвимая, даже в периоды своей наибольшей мощи.
Взгляните на эту физическую карту Европы. Здесь много знаковых границ, которые легко идентифицировать. Хорошо виднo изгиб Трансильвании, длинную линию Альп, разделяющих Италию и Австрию, можно даже различить старые немецкие провинции Силезию и Померанию. Затем вы смотрите на восток, и последняя действительно видимая граница - это река Днепр, которая делит пополам Украину. После этого... ничего.
Россия расположена на евразийской равнине, и она не может сделать ничего, чтобы защититься от проникновения в свои пределы. Германия - страна с населением вдвое меньше сумела полностью подавить сопротивление русских и оттеснить их на сотни миль, пока они не стали сражаться на пороге собственной столицы, и это был даже не первый раз, когда происходило нечто подобное. На протяжении истории не раз кто-то приходил с запада и продвигался внутрь России настолько глубоко, насколько мог. В конце концов Россия нашла решение этой проблемы:
Сделать себя слишком большой для завоевания.
Это безжалостная, но очень эффективная тактика. Когда у вас нет естественных границ, нужно расшириться до ближайших из них. Россия, малонаселенная, относительно бедная ресурсами и в подавляющем большинстве аграрная страна, не могла построить что-то вроде Великой Китайской стены или содержать высококвалифицированную армию, как это делали римляне. Единственное чо они могли сделать - это слать армию за армией, чтобы расширить свою территорию.
За столетия взаимодействия с Западом, Россия выработала оправданный страх перед захватчиками и агрессорами. Внешняя политика России по умолчанию - это недоверие, как это было на протяжении веков. Как и у любого народа, у них есть долгая культурная память о том, что они были оттеснены на обочину и подвергались постоянным атакам со своего самого уязвимого фланга, который также оказался самым густонаселенным.
Поэтому, чтобы защитить себя, Россия расширила империю так далеко на запад, как только могла, не наступая никому на пятки. Россия дошла до Германии, от которой исторически она находилась на расстоянии более тысячи миль. В ходе своих имперских завоеваний онa приобрелa еще несколько богатых ресурсами земель, а именно Украину, которая стала житницей России.
После унизительного поражения в Первой мировой войне, отрыва Прибалтики, Финляндии и Польши, еще одного унизительного поражения в польско-советской войне, а затем катастрофы Второй мировой войны, желание России защитить себя достигло апогея. Итак, Иосиф Сталин восстановил свою империю. С точки зрения фактических территориальных завоеваний, они были относительно невелики, но через свои государства-клиенты Сталин создал империю больше, чем мог мечтать любой царь.
Граница России, ее истинная граница, проходила на западе до Адриатического моря и реки Эльбы и на юге до Фракии и Македонии. Между ней и Западом, который так долго ee презирал, находился ряд государств-клиентов. Недостатком этого, конечно, было то, что эти государства-клиенты и их народы не слишком хорошо восприняли своих новых повелителей.
Жестокость и страх перед другой стороной сдерживали систему в течение полувека, пока экономические проблемы окончательно не обрушили ее, и Россия потеряла все. Она потеряла свои государства-клиенты, некоторые из которых стали откровенно враждебными по отношению к ней. Она потеряла свой объединяющий фактор - непохожесть на Запад. Она даже потеряла территорию, которая на протяжении веков была российской.
После распада Советского Союза Россия оказалась более уязвимой, чем когда-либо за долгое время. Нестабильная экономика, коррумпированное правительство и критическое отставание в развитии по сравнению с Западом вывели на гребень волны одного человека: Владимира Путина. Путин воспользовался вполне реальным, вполне понятным страхом, который испытывал российский народ, потребностью в стабильности и чувством национальной гордости в стране, которая потеряла все, что определяло ее суть на протяжении столетий.
Сегодня Россия не может восстановить свою империю. НАТО ни за что не позволит Путину двинуть танки на Киев или отступить на другую сторону Кавказа и поглотить Грузию, Армению и Азербайджан. Вместо этого ему приходится прибегать к дестабилизации. Относительно небольшой захват Крыма, финансирование пророссийских сепаратистских групп в Восточной Украине и тайное развертывание российских войск для этого, сепаратистские движения в Южной Осетии и Абхазии - вот как Россия сейчас защищает свой уязвимый фланг.
Естественно, такие вещи обычно злят соседей, потому что именно они являются теми, чьи гражданские войны финансируются их бывшими колониальными повелителями. Самоощущение стабильности России требует нестабильности вокруг нее. Когда пограничные государства сильны и способны бросить им вызов, русские чувствуют себя слабыми. Столетия вторжений с западa привили эту мысль российской геополитической школе.
Оригинальный материал можно прочитать здесь