Найти тему
РВС

О добровольно-принудительном дистанционном обучении. Что же нас ждет?

Тема дистанционного образования и цифровой образовательной среды беспокоит родителей России уже довольно давно. Власти об этом беспокойстве знают и время от времени дежурно оправдываются, мол дистанционное образование было вынужденной мерой, мы ничего такого не хотим и если не случится нового коронавируса или другой какой напасти, вводить и не будем.

И при этом стремительно наращивают цифровую среду: завозят в школы электронику, проводят интернет, тащат WiFi, готовят море электронных материалов (по крайней мере, судя по их собственным рапортам).

Это всё уже давно напоминает сказку про Красную шапочку, а именно диалог девочки с волком, где волк успокаивал-успокаивал девочку, а потом проглотил. И вот, в последнюю неделю августа - точно прорвало. Российские министры стали наперебой убеждать общественность, что никакой дистанционки не будет - ни-ни-ни!

В частности, этим занимались министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр цифрового развития Максут Шадаев 27 августа на международном форуме "Время образования".

Получалось совершенно неубедительно. В частности, потому, что практически все остальные спикеры основной части форума - мероприятия с пафосным названием "Опережая время - система образования для человека новой эпохи" говорили о безальтернативности внедрения новых технологий.

Вообще, сказать, что лицемерие на этом мероприятие зашкаливало - не сказать ничего. Начиная с ролика в начале заседания, где под ностальгическую музыку показывали ностальгические кадры, пытаясь убедить зрителей, как у нас любят учителей.

При том, что все родители знают, что учителя - одни из самых бесправных и забитых людей в нашей стране. Но это так, отступление.

Апофеозом стало выступление министра Кравцова. Сперва он заявил: "Хочу сказать, ответственно, что никогда - ни у Министерства просвещения, ни у Министерства цифрового развития - нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение.

Никаких. И никогда не будет. И пример тому - очный формат обучения в прошлом учебном году". Уже тут министр был, мягко говоря, не искреннен, потому что весь учебный год на дистанционное обучение переводились как отдельные классы, так и целые школы.

Причем не только в связи с коронавирусной инфекцией, но и по другим, менее значимым поводам. Например, потому что в школе неисправна проводка. Сотни тысяч школьников пытались учиться, глядя на преподавателя в монитор, министерство публиковало данные, где сколько школ закрыто (зачастую забывая посчитать отдельные классы, в которых было иногда больше школьников, чем в закрытых школах), а дистанционного обучения не было? Да ну.

После этого министр сообщил, что дистанционные технологии нужны, но вовсе не для дистанционки (это они случайно так называются, ага), а "в помощь учителю". И как вы думаете, чем дистанционные технологии могут помочь учителю?

По версии министра, с помощью этих технологий учитель сможет "более интересно рассказать о предмете". Вы можете себе такое представить? Мы - нет. А министр - может. И он даже продемонстрировал эту технологию в действии, поговорив через систему "Сферум" прямо с форума в пять различных школ по всей стране, чтобы поинтересоваться у директоров школ, как дела, какая у них погода и сколько у них времени.

Ещё раз: министр просвещения говорит, что дистанционные технологии нужны не для дистанционного обучения и показывает программу для конференц-связи, которая нужна исключительно для того, чтобы общаться на расстоянии! Что это было? Стёб или наглядная демонстрация уровня интеллекта министра просвещения?

Примерно в том же ключе высказался и министр цифрового развития Максут Шадаев. Выступая практически в конце, он, видимо решил попробовать сгладить впечатление, потому что прочие спикеры говорили о необходимости цифровых технологий.

Получив слово он сразу взял быка за рога: "Эта дискуссия показывает всё равно, что мы должны очень аккуратно и последовательно двигаться. И в этом смысле должны избежать любого навязывания любых изменений в системе образования. Для этого должна созреть среда, для этого должна быть мотивация".

Надо сказать, что никакой дискуссии в рамках мероприятия не было, да и быть не могло: на форуме присутствовали только "свои", адепты цифровизации и гуру дистанционки. А значит заявление министра было адресовано внешней, родительской, аудитории, которая давно находится на взводе и в преддверии выборов это нельзя не учитывать.

В преддверии выборов и начала учебного года это совершенно объяснимо. Но никакого успокоения это не дает, тем более, что в самом главном власти и не идут навстречу родительскому сообществу.

Честного, прямого разговора на тему необходимости продолжения начатых в образовании реформ, нет. Несмотря на многочисленные призывы родительских организаций, несмотря на возмущение родителей. Власти вложили огромные деньги в этот проект.

А поскольку они зарекомендовали себя как дельцы, умеющие считать копейки, эти деньги должны принести экономический эффект. И даже понятно, какой: дистанционные технологии должны помочь экономить деньги.

Проще всего сэкономить на фонде оплаты труда учителей, заменив часть учителей (в пределе, всех, конечно), на видеоуроки или трансляции уроков. В этом случае один учитель может дистанционно преподавать сразу многим классам.

И то, что такие планы имеются, известно со слов хотя бы того же министра Шадаева, которые однажды откровенно признался, что дистанционные технологии нужны потому, что государство не может нанять достаточное количество учителей. И не он один это говорил.

А раз так, то надо отметить главное, что было сказано на форуме: дистанционные технологии развиваются, они будут насаждаться в школах и навязываться всем ученикам. Разумеется, исключительно на добровольной основе. И что же это нам напоминает?