Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

В Санкт-Петербург отправлен на реставрацию старый прицепной вагон, найденный в окрестностях Новосибирска

Обычно, когда говорят о трамваях, то на ум приходят моторные вагоны, прицепные же вагоны чаще остаются за кадром, в том числе и при сохранении исторического подвижного состава. Например, несколько месяцев назад наш канал писал о том, сколько дошло до наших дней двухосных вагонов серии Х на постсоветском пространстве. Напомню их сохранилось 10 штук, включая 9 музейных, но при этом в качестве музейных не сохранилось ни одного прицепного вагона серии М, которые работали в паре с моторными Х. Схожая ситуация с трамвайными вагонами КТМ-1/КТП-1. Моторных вагонов на пространстве бывшего СССР сохранилось 9, а прицепной КТП-1 - только один, благодаря энтузиазму туляков в 70-е годы, в 1999 года вагон вместе с моторным был передан в Москву.

Вагон ПС как подсобка на базе отдыха
Вагон ПС как подсобка на базе отдыха
Вагон ПС как подсобка на базе отдыха
Вагон ПС как подсобка на базе отдыха

В Санкт-Петербурге в качестве музейных сохранилось несколько вагонов из серии МС, один МСП (моторный стальной прицепной) и до недавнего времени не было ни одного прицепного вагона ПС (прицепной стальной).

Вагоны ПС выпускались с 1922 года на заводе "Красный Путиловец", а с 1934 года на Кировском заводе. Конструкция кузова прицепного вагона ПС была аналогична моторным вагонам МС, однако его длина была уменьшена с 9595 до 8915 мм, диаметр колес по сравнению с МС также был уменьшен и составлял 700 мм. Ходовая часть была выполнена бестележечной (со свободными осями). Вагоны имели колесно-колодочный тормоз с соленоидным приводом.

Погрузка вагона
Погрузка вагона

В группе "Все о транспорте" прошла информация о том, что остатки прицепного вагона серии ПС, служившего подсобкой, найдены в... Новосибирске. Кузов вагона находился на базе отдыха СКБ "Сибэлектротерм". Как же попал туда данный вагон, изготовленный в городе на Неве. Вагон был построен в 1929 году и изначально служил в родном для него Ленинграде под номером 86, в мае 1965 года вагон был передан в Новосибирск, где до списания в 70-е годы успел поработать в Дзержинском трамвайном депо под бортовым номером 703. После чего и оказался как подсобка на базе отдыха "Сибэлектротерм".

Кузов вагона ПС с базы отдыха в августе 2021 года с помощью автокрана был загружен на грузовой автомобиль и направлен в Санкт-Петербург. В спасении раритета принимали участие Максим Ляденко, Кирилл Величко, Дмитрий Шабельников, компания ПК "Транспортные системы", а также неравнодушные жители Новосибирска.

Транспортировка вагона
Транспортировка вагона
Транспортировка вагона
Транспортировка вагона
Транспортировка вагона
Транспортировка вагона

В Санкт-Петербурге данный раритетный вагон будет со временем отреставрирован, поставлен на рельсы и займет достойное место среди музейных экспонатов. По некоторым данным это один из двух сохранившихся вагонов данного типа в мире.

P.S. Максим Ляденко любезно сообщил, что оттуда же был эвакуирован и второй сохранившийся вагон ПС, правда он оказался еще в более разукомплектованном состоянии. Его история спасения весьма любопытна. В 2018 году Василий Зорин опубликовал в соцсетях фотографии этого вагончика с вопросом "А что это за трамвай?". Максим Ляденко сразу определил - это не просто трамвай, это уникальная находка. С этого момента и началась история по спасению блокадных реликвий.

Второй вагон ПС, фото Кирилл Величко
Второй вагон ПС, фото Кирилл Величко
Второй вагон ПС, фото Кирилл Величко
Второй вагон ПС, фото Кирилл Величко

Канал "ПАНТОГРАФ". Неподписанные автором фото Максим Ляденко.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки, здесь даются ссылки на все новые материалы канала.

Другие материалы канала:

Сколько всего сохранилось трамвайных вагонов модели КТМ-1

Сколько всего сохранилось двухосных исторических трамваев стандартной для довоенного СССР серии Х

Коломенский трамвай образца 2013 года

-9