Обычно, когда говорят о трамваях, то на ум приходят моторные вагоны, прицепные же вагоны чаще остаются за кадром, в том числе и при сохранении исторического подвижного состава. Например, несколько месяцев назад наш канал писал о том, сколько дошло до наших дней двухосных вагонов серии Х на постсоветском пространстве. Напомню их сохранилось 10 штук, включая 9 музейных, но при этом в качестве музейных не сохранилось ни одного прицепного вагона серии М, которые работали в паре с моторными Х. Схожая ситуация с трамвайными вагонами КТМ-1/КТП-1. Моторных вагонов на пространстве бывшего СССР сохранилось 9, а прицепной КТП-1 - только один, благодаря энтузиазму туляков в 70-е годы, в 1999 года вагон вместе с моторным был передан в Москву.
В Санкт-Петербурге в качестве музейных сохранилось несколько вагонов из серии МС, один МСП (моторный стальной прицепной) и до недавнего времени не было ни одного прицепного вагона ПС (прицепной стальной).
Вагоны ПС выпускались с 1922 года на заводе "Красный Путиловец", а с 1934 года на Кировском заводе. Конструкция кузова прицепного вагона ПС была аналогична моторным вагонам МС, однако его длина была уменьшена с 9595 до 8915 мм, диаметр колес по сравнению с МС также был уменьшен и составлял 700 мм. Ходовая часть была выполнена бестележечной (со свободными осями). Вагоны имели колесно-колодочный тормоз с соленоидным приводом.
В группе "Все о транспорте" прошла информация о том, что остатки прицепного вагона серии ПС, служившего подсобкой, найдены в... Новосибирске. Кузов вагона находился на базе отдыха СКБ "Сибэлектротерм". Как же попал туда данный вагон, изготовленный в городе на Неве. Вагон был построен в 1929 году и изначально служил в родном для него Ленинграде под номером 86, в мае 1965 года вагон был передан в Новосибирск, где до списания в 70-е годы успел поработать в Дзержинском трамвайном депо под бортовым номером 703. После чего и оказался как подсобка на базе отдыха "Сибэлектротерм".
Кузов вагона ПС с базы отдыха в августе 2021 года с помощью автокрана был загружен на грузовой автомобиль и направлен в Санкт-Петербург. В спасении раритета принимали участие Максим Ляденко, Кирилл Величко, Дмитрий Шабельников, компания ПК "Транспортные системы", а также неравнодушные жители Новосибирска.
В Санкт-Петербурге данный раритетный вагон будет со временем отреставрирован, поставлен на рельсы и займет достойное место среди музейных экспонатов. По некоторым данным это один из двух сохранившихся вагонов данного типа в мире.
P.S. Максим Ляденко любезно сообщил, что оттуда же был эвакуирован и второй сохранившийся вагон ПС, правда он оказался еще в более разукомплектованном состоянии. Его история спасения весьма любопытна. В 2018 году Василий Зорин опубликовал в соцсетях фотографии этого вагончика с вопросом "А что это за трамвай?". Максим Ляденко сразу определил - это не просто трамвай, это уникальная находка. С этого момента и началась история по спасению блокадных реликвий.
Канал "ПАНТОГРАФ". Неподписанные автором фото Максим Ляденко.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки, здесь даются ссылки на все новые материалы канала.
Другие материалы канала:
Сколько всего сохранилось трамвайных вагонов модели КТМ-1
Сколько всего сохранилось двухосных исторических трамваев стандартной для довоенного СССР серии Х
Коломенский трамвай образца 2013 года