Найти тему
Библио-лаборатория

Сквозь тернии к читателям: бурная история молодогвардейской фантастики

Фантастика в СССР прошла не самый простой путь. В ее истории есть свои внезапные взлеты и падения, «темные века» и ренессансы, связанные, конечно, с отдельными авторами, но прежде всего — с редакциями издательств и журналов, с огромным энтузиазмом подхватывавших интерес к этому литературному направлению. Одним из таких коллективов была редакция фантастики при издательстве «Молодая Гвардия».

Редакция была создана в 1958 году. На дворе вовсю звенела «хрущевская оттепель», и одновременно нарастала волна читательского интереса к научной фантастике. Буквально только что опубликована «прорывная» «Туманность Андромеды»; невзирая на сдержанную реакцию официальных критиков, люди сметают ее с полок и жаждут еще. На этом фоне в издательстве «Молодая Гвардия» появляется редакция научной фантастики, главным редактором назначают Сергея Жемайтиса.

В те годы партийные идеологи смотрели на фантастику свысока, если вообще ее замечали. Перефразируя Голема из «Гадких лебедей», «они знали что есть какая-то фантастика, которой занимаются какие-то жемайтисы и ефремовы — ну и ладно». Поэтому, невзирая на многократно провозглашенный курс советской фантастики на «позитив» - официальная формула, предложенная Иваном Ефремовым, гласила: «литература мечты и научного прогресса» - редакция во главе с Жемайтисом и Беллой Клюевой с ходу пускается в разнообразные эксперименты, публикуя произведения, которые никаким боком не вписывались в эту самую формулу, как, например, «Попытка к бегству» братьев Стругацких или «Майор Велл Эндью» Лазаря Лагина. До поры им все сходило с рук.

-2

Помимо отдельных самостоятельных изданий «Молодая гвардия» последовательно запускает несколько серий, быстро становившиеся суперпопулярными — ежегодник «Фантастика», выходивший с 1962 года, в котором составители практически никак не ограничивали себя жанровыми и тематическими рамками — лишь бы тексты как-то касались фантастики; «Библиотеку советской фантастики», в которой каждый выпуск был посвящен одному автору; и, наконец, настоящий opus magnum редакции — культовую «Библиотеку современной фантастики» в 25 томах, за которой охотились все без исключения советские поклонники жанра.

Сейчас критики порой высказываются в том смысле, что подбор произведений для этой серии иногда бывал не самым удачным, но об этом хорошо рассуждать в наши дни, так сказать, ретроспективно. Не стоит забывать и о том, что «оттепель» уже стремительно заканчивалась, и в спину редакторам уже горячо дышала цензура. Многие из переводных произведений, которые могли показаться сомнительными контролирующим товарищам (например, «День триффидов» Уиндема или «Неукротимую планету» Гаррисона), приходилось снабжать своего рода «подушками безопасности» - пространными предисловиями, в которых читателю подробно объясняли, что и как следует в произведении понимать. И тем не менее — серия вышла и произвела фурор.

-3

Затем происходит событие, которое большинство современных критиков практически единодушно считает катастрофическим для редакции фантастики при «МГ». Оттепель окончательно вымерзает, начинается завинчивание гаек по все фронтам, и редакцию фактически разгоняют. Жемайтиса отправляют на пенсию, вместо него в 1973 году руководить редакцией назначают Юрия Медведева, и начинается то, что принято считать «разгромом советской фантастики». Медведев рассорился и практически захлопнул дверь перед большинством ведущих авторов — Стругацкими, Снеговым, Биленкиным, Савченко. При нем количество и качество издаваемой фантастики резко падает, почти пропадают переводные издания.

Через четыре года Медведева сменил Владимир Щербаков. Увы, он тоже не стал возрождать былые начинания творческой первой редакции, хотя и восстановил отношения с большинством разогнанных Медведевым авторов. Обычно его тоже причисляют к «разрушителям советстской фантастики», но, на мой взгляд, его справедливее было бы назвать безразличным. Щербаков, к восьмидесятым годам уже сам отошедший от литературной деятельности и полностью погрузившийся в псевдоисторические и конспирологические изыскания наподобие исследования географии Асгарда и связи этрусков с атлантами, не слишком заботился о развитии вверенного ему учреждения, и в выпусках издательства начинают мелькать блеклые невыразительные авторы, вспомнить которых сейчас без копания в справочниках просто невозможно.

-4

Но все же нельзя сказать, что редакция фантастики «Молодой гвардии» при Владимире Щербакове превратилась в совсем уже душное болото. Да, никто сейчас и слыхом не слыхивал про Захара Максимова, Ходжиакбара Шайхова или Андрея Аникина. Но одновременно во «времена Щербакова» выходят книги Сергея Павлова, Евгения Гуляковского, Ольги Ларионовой, Виктора Колупаева, Севера Гансовского. Жизнь продолжается — как может...

В этой истории нельзя сказать: «все хорошо, что хорошо кончается». Но все-таки эта история закончилась — вместе с Советским Союзом. И началась уже совсем другая...

#ссср #издательства #фантастика #писатели #литература