Со "Звездными войнами" связан один любопытный феномен. Когда Джордж Лукас снимал оригинальную трилогию, у него не было финансовых возможностей изобразить далекую-далекую галактику максимально далекой и непохожей на нашу (чтобы зрителям сразу было понятно - это не Земля и не Африка, это планета Плюк 215 в тентуре).
Не было у него также и технических возможностей для осуществления подобной цели - компьютерные технологии тогда еще не научились заменять собой сюжет, а спецэффекты делались на коленке вручную. Именно поэтому в оригинальной трилогии инопланетные пейзажи - понятные и родные: вот песчаная планета, вот ледяная, а вот планета джунглей, всё как дома.
Позже, когда снимались приквелы, и деньги были другие, и технические возможности. В результате вторую трилогию часто ругают за избыток спецэффектов и за то, что в ней потерялась ощущение узнаваемости, которое было присуще оригинальной трилогии - и делало далекую-далекую галактику совсем близкой.
В этой статье мы совершенно точно не хотим судить, правильно критикуют приквелы за увлечение компьютерными технологиями, или всё же критика в основном базируется на извечном "раньше было лучше, и трава зеленее".
Давайте просто поговорим о том, как Джордж Лукас, не имея в конце 70-х - начале 80-х прошлого века возможностей, которые есть у современных киношников, умудрился показать ДДГ такой правдоподобной. Заставил нас в нее поверить (вы ведь поверили?). И в итоге снял по-настоящему культовое кино.
Объяснение этого феномена - в том, что во времена оригинальной трилогии Лукас не боялся снимать реальные пейзажи. Не зацикливался исключительно на студийных съемках, не втыкал в песок пластмассовые деревья, пытаясь выдать их за инопланетную экзотику, не разбивал клумбы посреди ледника. Он снимал настоящее.
На нашем канале уже выходила статья про пустыни "Звездных войн" - в ней мы рассказывали, какие из земных пустынь так удачно прикидывались в кадре Татуином и другими песчаными планетами (кому интересно - ссылка в конце). А сегодня, в качестве контраста, давайте выберем климат похолоднее.
Добро пожаловать на планету Хот!
Ледяная планета
Хот (англ. Hoth) - ледяная планета в удаленной от центра галактики системе, которая так удачно подошла для размещения на ней базы повстанцев "Эхо" (пока их все-таки не накрыл Дарт Вейдер). Поверхность планеты - сплошные ледники и снежные равнины. Там всегда низкая температура (а ночью - еще ниже, поэтому обязательно требовалось укрытие). Из фауны там водятся опасные хищники - вампы, а также те, кем они привыкли обедать - крупные, покрытые густой шерстью таунтауны (они, в свою очередь, питаются лишайниками, которые есть в ледяных пещерах). Таунтаунов повстанцы использовали в качестве средства передвижения.
Ледник Хардангерйокулен
Какое место на нашей собственной планете стало местом съемок затерянной в далеком космосе базы повстанцев? В роли холодного Хота выступил ледник в Норвегии, который называется Хардангерйокулен (норв. Hardangerjokulen).
Ледник относится к высокогорному норвежскому плато с чуть менее трудновыговариваемым названием - Хардангервидда. Это самое крупное высокогорное плато Европы, которое возникло порядка 4,8 млн лет назад, а в своем сегодняшнем виде существует около 10 тысяч лет, с момента отступления льдов. Впрочем, несколько ледников, расположенных выше 1400 м над уровнем моря, сохранились. Один из них - самый крупный - как раз Хардангерйокулен.
Ледник расположен в западной Норвегии. Ближайшим к нему поселением (расстояние - примерно 5 км) является деревня Финсе. Рядом с деревней есть одноименная железнодорожная станция, до которой ходит поезд из Бергена (время в пути занимает чуть больше 2-х часов). Кстати, станция расположена на высоте 1222 м (!) над уровнем моря - это самая высокая точка железнодорожной ветки, соединяющей Берген с Осло.
Население Финсе в наши дни - всего несколько десятков человек (уж слишком эта местность - не курорт). Многие из деревенских жителей работают в отеле "Finse1222", который был основан, между прочим, в 1909 году. В этом отеле жила съемочная группа.
Окрестности деревни и подножие ледника были превращены в планету Хот в марте 1979-го. Кстати, климат там и так суровый, со среднегодовой температурой -2 градуса по Цельсию, а в тот год март неожиданно выдался даже холоднее, чем обычно. Финсе завалило снегом, стояли сильные морозы. Всё это сильно осложнило съемочный процесс, работать приходилось с большими перерывами, а актеры постоянно убегали в отель погреться.
И еще немного деталей
Натурные съемки - одна из самых дорогих вещей в кинопроизводстве. Работать в павильонах намного дешевле, чем возить куда-то дорогое оборудование, бригаду и актеров. Тем не менее, спасибо натурным съемкам, что сделали ДДГ реалистичной (ну да, мы это уже говорили).
Впрочем, без студийных съемок тоже, конечно, не обошлось. Те же шагоходы - это, конечно, не махины в натуральную величину, а "игрушечные" модели высотой с полметра. Их снимали по принципу кукольной анимации - сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра аниматор добавляет небольшие изменения (например, шагоход чуть-чуть продвигается вперед), а когда все кадры объединяют, возникает иллюзия движения.
Шагала грозная имперская техника по столу, а снег был, конечно, искусственный. По такому же принципу снимались общие планы с местными жителями Хота - таунтаунами, которые катали на своих спинах повстанцев.
Для того, чтобы снять всего несколько секунд подобного видео, необходимо было потратить целый съемочный день.
Предыдущая статья - о том, в каких пустынях снимали "Звездные войны" - ЗДЕСЬ!
Спасибо, что дочитали! Два раза ку, если подписались и лайкнули:) И мы всегда рады интересной дискуссии в комментариях!
#звездные войны