Появление в Европе печатного станка с подвижным металлическим шрифтом было событием, имевшим огромные и долговременные последствия.
Иоганн Гутенберг (1398–1468 гг.) изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных букв и напечатал издание Библии в 1456 г. Вскоре на печатных станках начали выпускать всевозможные тексты - от брошюр Реформации и религиозных сочинений до учебников и романтических романов. Количество книг значительно увеличилось, их стоимость уменьшилась, и поэтому люди стали больше читать, чем раньше. Идеи передавались по Европе, когда ученые публиковали свои собственные работы, комментарии к древним текстам и критику друг друга. Власти, такие как католическая церковь, возражали против некоторых книг и подвергали их цензуре или даже сжигали, но к тому времени отношение общества к книгам и чтению уже изменилось навсегда.
Влияние печатного станка в Европе включало:
- Огромное увеличение объема выпускаемых книг по сравнению с произведениями ручной работы.
- Увеличение доступа к книгам с точки зрения физической доступности и более низкой стоимости.
- Опубликовано больше авторов, в том числе и неизвестных.
- Теперь успешный автор мог зарабатывать на жизнь исключительно писательской деятельностью .
- Увеличение использования и стандартизации разговорного языка в отличие от латыни в книгах.
- Повышение грамотности.
Быстрое распространение идей, касающихся религии, истории, науки, поэзии, искусства и повседневной жизни.
- Повышение точности древних канонических текстов.
- Создание публичных библиотек.
- Цензура книг.
Йоханнес Гутенберг
Изобретение книгопечатного станка в Европе обычно приписывают немецкому печатнику Йоханнесу Гутенбергу. Однако есть и другие изобретатели, в частности, голландский типограф Лоренс Янсзоон Костер (1370-1440 гг.) и два других немецких печатника, Иоганн Фуст (1400-1465 гг.) и его зять Петер Шеффер (1425–1502 гг.). Есть также свидетельства того, что печатные станки с подвижными буквами уже были изобретены в Корее в 1234 году в королевстве Корё (918-1392 гг.). Китайские буддийские ученые также печатали религиозные произведения, используя печатные машины; самые ранние использовали ксилографии во время династии Сун (960–1279 гг.). Распространялась ли идея передвижных печатных машин через торговцев и путешественников из Азии в Европу или изобретение Гутенберга было самостоятельным, все еще является предметом споров среди ученых. В любом случае, как и большинство технологий в истории, изобретение, вероятно, возникло в результате квинтэссенции элементов и идей с участием множества людей во времени и пространстве.
Уже был устоявшийся спрос на книги со стороны духовенства, многих новых университетов и гимназий.
Гутенберг начал свои эксперименты с печатью где-то в 1440-х гг. и он смог основать свою типографию в Майнце в 1450 году. В станке Гутенберга использовались буквы готического шрифта, каждая буква была сделана на металлическом блоке путем гравировки на основании медной формы и последующего заполнения формы расплавленным металлом. Отдельные блоки были помещены в рамку для создания текста, а затем покрыты вязкими чернилами, затем на металлические блоки механически прижимали лист бумаги, в то время сделанный из старого полотна и тряпок. Об успехе Гутенберга в соединении всех этих элементов свидетельствует его печатное издание латинской Библии в 1456 году.
Вскоре печатные машины нового типа появились в других странах, в частности, у двух немцев, Арнольда Паннарца (1476 г.) и Конрада Свейнхейма (он же Швайнхайм, 1477 г.). Эта пара основала свою типографию в 1465 году в бенедиктинском монастыре Субиако. Это была первая такая машина в Италии. Паннарц и Свейнхейм переехали в Венецию в 1469 г., которая уже имела большой опыт печати таких вещей, как игральные карты. По-прежнему существовали некоторые проблемы, такие как невысокое качество по сравнению с книгами ручной работы и скучное оформление рукописей с красивыми цветными иллюстрациями. Кроме того, иногда в ранних печатных изданиях наблюдались ошибки, а затем эти ошибки часто повторялись в более поздних изданиях. Однако революция в том, как и что люди читают, действительно началась.
Печатные материалы
К этому времени уже существовал устоявшийся спрос на книги со стороны духовенства и множества новых университетов и гимназий, которые возникли по всей Европе в период позднего средневековья. Действительно, традиционные издатели изо всех сил пытались угнаться за спросом в первой половине 15 века нашей эры, часто ставя качество под угрозу. Этот спрос на религиозные материалы, в частности, был одной из основных движущих сил изобретения печатного станка. У ученых был доступ к рукописям в частных и монастырских библиотеках, но даже они изо всех сил пытались найти копии многих текстов, и им часто приходилось путешествовать повсюду, чтобы получить к ним доступ. Поэтому, религиозные произведения и учебники для изучения будут преобладать в печатных станках на протяжении 15 века.
Получилось так, что благодаря печати, для людей увеличилась доступность чтения. Раньше возможность читать что-либо вообще была весьма ограничена, обычным людям часто приходилось читать только церковные доски объявлений. Печатный станок предложил все виды новых и интересных возможностей, таких как информационные брошюры, путеводители, сборники стихов, любовные романы, истории искусства и архитектуры, приготовления пищи и лекарственных рецептов, карты, плакаты, рисунки, и нотные тетради. Книги по-прежнему были не такими дешевыми, как сегодня, но они составляли около 10% стоимости книги сделанной вручную. Поскольку печатные материалы были разнообразными и доступными, люди, которые раньше не могли этого делать, теперь имели реальный мотив читать, и поэтому уровень грамотности повысился. Кроме того, печатные книги сами по себе были катализатором грамотности, поскольку создавались произведения, которые можно было использовать для обучения людей чтению и письму. В конце средневековья только 1 из 10 человек мог читать большие тексты, с появлением печатного станка эта цифра уже никогда не будет такой низкой.
Распространение информации
С ростом гуманистического движения и его интереса к возрождению литературы Древней Греции и Рима, увеличилось и количество печатных материалов. В частности, от этого выиграли два печатника: француз Николас Йенсен (1420–1480 гг.) и итальянец Альд Мануций (1452–1515 гг.). Дженсен вводил новые шрифты в своей типографии в Венеции, включая легкий для чтения римский шрифт (littera antiqua / lettera antica) и греческий шрифт, имитирующий рукописные тексты. Дженсен напечатал более 70 книг в 1470-х годах, включая «Естественную историю» Плиния. Некоторые из этих книг имели иллюстрации и узоры, добавленные вручную, чтобы воссоздать качество старых, полностью сделанных вручную книг.
Между тем Мануций, также работающий в Венеции, специализировался на небольших карманных изданиях классических текстов и современных авторов-гуманистов. К 1515 году уже все классические писатели были доступны в печатном виде, большинство в нескольких изданиях, а многие в виде полных собраний сочинений. Кроме того, напечатанные классические тексты с множественными одинаковыми копиями, находящиеся в руках ученых по всей Европе, теперь можно было легко проверить на точность по исходным рукописям. В ручных книгах часто были ошибки, упущения и дополнения, сделанные отдельными переписчиками на протяжении веков, но теперь, постепенно, можно было создать окончательные издания классических произведений, которые были бы максимально приближены к древнему оригиналу. В общем, печатные работы стали одновременно причиной и плодом международной коллективной научной деятельности.
Было также стремление печатать больше книг благодаря реформистам, которые начали сомневаться в интерпретации Библии католической церковью. Библия была одним из приоритетов перевода на местные языки, например, немецкий (1466 г.), итальянский (1471 г.), голландский (1477 г.), каталонский (1478 г.) и чешский (1488 г.). Реформисты и гуманисты писали комментарии к первоисточникам и спорили друг с другом в печати, тем самым создавая невидимую сеть научных знаний по всей Европе. Были опубликованы даже письма, написанные между этими учеными. По мере того, как бушевали религиозные и академические споры, ученые способствовали выпуску еще большего количества печатных работ.
Было также много работ для не ученых. Чем больше людей стали читать, тем больше печаталось сборников стихов, повестей и романов, что определило общеевропейские тенденции в литературе. Эти светские произведения часто писались на народном языке, а не на латинском. Многие книги включали в себя несколько гравюр, иллюстрирующих текст, коллекции репродукций известных картин, скульптур и фресок стали очень популярными и помогли распространить идеи в искусстве по странам, чтобы такой художник, как Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) в Германии, мог увидеть, чем был Рафаэль (1483-1520 гг.) в Италии.
Быстро развивающаяся промышленность
Вследствие всего этого спроса те типографии, которые пережили первые годы, теперь процветали. В городах по всей Европе появились собственные полиграфические центры. Такие места, как Венеция, Париж, Рим, Флоренция, Милан, Базель, Франкфурт и Валенсия, имели хорошо развитую торговлю связи (важно для импорта бумаги и экспорта конечного продукта), и поэтому они стали отличными местами для производства печатной продукции. Ежегодно в крупных городах ежегодно выпускалось 2000-3000 книг. По оценкам, в первое десятилетие 1500-х годов в Европе было напечатано 2 миллиона книг, до 20 миллионов к 1550 году и около 150 миллионов к 1600 году. Только между 1516 и 1521 годами было напечатано более полумиллиона работ реформиста Мартина Лютера (1483-1546 гг.), даже в небольших городах уже были свои печатные станки.
Помимо авторитетных авторов, многие издатели помогали новым авторам печатать свои работы в убыток в надежде, что переиздание, наконец, принесет прибыль. Типичный тираж первого издания составлял около 1000 экземпляров, хотя это зависело от качества книги, поскольку выпуски варьировались от бумажных карманных размеров до больших фолио из пергамента (телячьей кожи) для ценителей. Меньший размер большинства печатных книг по сравнению с ручными томами означал, что изменились привычки чтения и хранения книг. Теперь для размещения больших книг больше не требовался письменный стол, и можно было читать где угодно. Точно так же книги больше не хранились горизонтально в сундуках, а складывались вертикально на полках. Были даже странные изобретения, такие как книжное колесо, на котором можно было держать открытыми несколько книг и с легкостью просматривать их одновременно, поворачивая колесо, что особенно полезно для ученых-исследователей. Таким образом, за 50 лет после изобретения печатного станка по всей Европе образовались публичные библиотеки.
Светские произведения, подвергшиеся цензуре, сжигали на городских площадях, самым печально известным из которых был «костер тщеславия» в 1497 году
Печатные произведения стали настолько распространенными, что они чрезвычайно помогли завоевать репутацию, известность и богатство некоторых писателей. Голландский ученый Дезидериус Эразм (1469–1536 гг.), лучший этому пример. Он один из первых авторов, зарабатывавших себе на жизнь исключительно написанием книг.
Однако были и угрозы в адрес авторов и типографов. Одной из самых больших проблем было нарушение авторских прав, потому что было практически невозможно контролировать то, что происходило за пределами конкретного города. Многие книги копировались и перепечатывались без разрешения, и качество этих подделок было ужасным.
Цензура и печать
Эти события не все приветствовали. Католическая церковь была особенно обеспокоена тем, что некоторые печатные книги могут заставить людей сомневаться или даже отвернуться от церкви. Некоторые из этих работ были впервые выпущены в рукописном виде за столетие или раньше, но теперь они получили новую волну популярности благодаря печатным версиям. По этой причине в середине 16 века были составлены списки запрещенных книг. Первый такой список, Итальянский указатель запрещенных книг 1538 г., был издан Сенатом Милана. Папство и другие города и государства по всей Европе вскоре последовали практике, согласно которой определенные книги нельзя было печатать, читать или владеть, и любой, кого уличили в этом, должен быть наказан.
Таким образом, цензура стала устойчивой реальностью издательского дела с середины 16 века, когда правители и власти наконец начали осознавать влияние печатной продукции. Власти запретили определенные произведения или даже все, что написано определенным автором. Книга Николая Коперника "О вращении небесных сфер" (1473-1543 гг.), где Солнце размещено в центре солнечной системы вместо Земли, была добавлена в список запрещенных. "Декамерон" итальянского автора Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.) был добавлен в список из-за его пошлости. Работы Никколо Макиавелли добавили за политический цинизм.
Светские произведения, подвергшиеся цензуре, сжигались на городских площадях, наиболее известным из которых был «костер тщеславия», устроенный Джироламо Савонаролой, флорентийским доминиканским монахом, в 1497 году. С другой стороны, некоторые работы было разрешено публиковать (или переиздавать), если они были соответствующим образом отредактированы или были удалены оскорбительные части. Большинство типографий не сопротивлялись этому, а просто печатали то, что одобряли власти. Тем не менее, существовал и подпольный рынок запрещенных книг.
Многие интеллектуалы тоже были встревожены доступностью определенных текстов для широкой и неизбирательной аудитории. Например "Божественная комедия" итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321 гг.), содержала определенные моральные, философские и научные идеи, слишком опасные для не ученых. Точно так же, ученые сетовали на местный язык, ставящий вызов перед латынью, которую они считали правильной формой письменного слова. Однако ситуация менялась, и местные диалекты стали более стандартизированными благодаря тому, что редакторы пытались сделать свой материал более понятным для наибольшего числа читателей. Еще одним следствием печатного слова было улучшенное использование знаков препинания.
Еще одной областью были учебники. Типографии выпускали руководства по всему, от архитектуры до керамики, и здесь опять же некоторые люди, особенно гильдии, были не довольны, что подробная информация об их «коммерческих секретах» - могла быть раскрыта любому, у кого есть деньги на покупку книги. Наконец, печатное слово иногда бросало вызов устным традициям, таким как профессионалы, декламировавшие песни, лирические стихи и народные сказки. С другой стороны, многие авторы и ученые переписали эти традиции в печатную форму и таким образом сохранили их до настоящего времени и для будущих поколений.
Напечатать любые плакаты любого размера вы можете по этой ссылке.
Денис Прозак в Twitter