Мне было 33 года. Работала заведующей отделом. Однажды ко мне подошел директор с предложением: перевести одну женщину из отдела на повышение, а на ее место взять другую. Я была удивлена: у нее не только не было высшего образования, но и средне-специального, не говоря уже о том, что ее профессия не имела ничего общего с экономикой.
Еще больше удивилась, когда директор попросил меня предложить Татьяне (пусть она будет под этим именем) перейти в мой отдел. На самом деле заявительница была хорошим человеком, как мне тогда казалось, работягой, и у нее был покладистый, общительный характер.
Подумала и решила: сделаю, как просят. В последнем я сомневалась, считая, что она сама вряд ли захочет обучаться, учитывая специфику нашей работы. Научить можно чему угодно, главное, чтобы человек захотел освоить новую специальность. Так наивно я тогда подумала.
Оказалось, что я ошибалась. Татьяна попробовала, я ей подробно объяснила, но она смогла научиться только самому простому. На все другие попытки что-то освоить она всегда отвечала:
- Я не только не могу вспомнить, но даже не понимаю, о чем вы говорите.
У нас появился новый директор, он работал всего за несколько месяцев до событий, которые я описываю. Он приехал из другого города. Сначала квартиры не было, пришлось снимать, жена временно осталась на прежнем месте жительства.
В один из выходных, по случаю субботника, инженеры и техники по инициативе директора выехали за город. Когда они начали готовиться к отъезду домой, директор неожиданно попросил Татьяну поехать с ним на служебной машине и показать ему город.
Как это часто бывает, если свидетелем был кто-то третий, тайна между двумя людьми продлится недолго. Водитель директора сразу после выходных «по секрету» сказал, что после экскурсии директор пошел к Татьяне выпить кофе, а утром уже ехал с ней на работу.
Не помню, сколько лет было Татьяне, но она была старше меня, так как ее сын в то время служил в армии. Она была разведена и жила в квартире одна. Она красивая женщина и умела привлечь мужчину.
Так у меня в отделе появился новый сотрудник, друг директора. На работе она постоянно разговаривала на отвлеченные темы, ведь задач было мало, а времени было много. Она часто упоминала имя директора, и большинство ее разговоров сводилось к нему.
Однажды я не выдержала. В тот день у всех в отделе, кроме нее, было много работы. Все торопились. Работа с цифрами требует внимания. И как раз в тот момент к Татьяне приходит знакомый из другого отдела и они начинают громко спорить о своем. Одна минута, две и более: разговоры, сопровождаемые смехом, не прекращаются.
Я сделала замечание: «Можно потише». И все - всего два слова. После этого друг повернулся и ушёл. Татьяна вышла за ним, громко хлопнув дверью. Через некоторое время она возвращается и кладёт мне заявление об отпуске с завтрашнего дня.
Раньше она не заводила разговоров об отпуске. Так что решение возникло спонтанно, не выдержала моих замечаний. Я молча подписала заявление. Она вышла и не вернулась в офис до конца рабочего дня. В конце рабочего дня она взяла сумку и молча ушла.
Прошла неделя с того дня, как Татьяна ушла в отпуск. Мне звонит директор и говорит:
Татьяна Васильевна хочет увольняться и искать новую работу! Позвони ей и извинись.
Я чуть не упала под стол за такую наглость. Я ответила директору, что не буду звонить. Директору такой ответ не понравился, хотя я ответила спокойно, но я не могла контролировать свои эмоции, по выражению лица было видно, что я возмущена.
После этого директор хотел уволить меня с работы. До этого случая он всегда хорошо ко мне относился, а здесь он как будто стал другим человеком. Что рассказала ему Татьяна, пока неизвестно. Я до сих пор удивляюсь, он умный человек, как можно раздувать конфликт из воздуха.
После этого случая директор стал на меня давить, давать поручение за поручением. Во время плановых совещаний наш отдел стал основным ответственным за все недостатки предприятия.
После отпуска Татьяна не вернулась к нам, вернулась на то место, где работала раньше.
Я старалась выполнить все домашние задания, много работы приносила домой. В то время после развода я жила одна с дочерью в общежитии. В городе много сокращений, некуда бежать, когда ты воспитываешь ребенка.
Организация имеет статус дочерней компании, и избавиться от меня директору было непросто. Штатное расписание утверждено головной организацией. Прием или перевод, увольнение сотрудников, занимающих должности начальников отделов, были только с их согласия.
Большинство инженеров стали избегать общения со мной, за исключением женщин в отделе и еще трех человек. Я их понимаю, было такое время, когда люди боялись потерять работу. Пусть это останется на их совести. Были попытки спровоцировать меня на ссоры, даже профсоюз составил против меня какие-то акты, не помню какие.
Татьяна собирала подписи против меня, чтобы отправить их в вышестоящую организацию о моем проступке. Меня гнали, временами я расстраивалась. Было такое, например, когда директор приказал отправить автобус заранее, когда я еще не закончила работу с другими сотрудниками отдела.
Бизнес находится на окраине города, и на работу нас возили на автобусе. Автобус ушел с работы раньше, сотрудники отдела опоздали в детский сад, школу. Здесь не только я , но и весь отдел, где работали 7 человек. Это всего лишь один пример.
Руководитель не удержался и предложил:
- Мы не можем продолжать работать вместе. Кто-то должен остановиться , но, конечно, не я. Напишите заявление об увольнении по собственному желанию.
Я не была готова к такому повороту: увольнение во время массовых сокращений в городе. Обратилась за советом к родственнику бывшего мужа. Он работал директором одного из городских предприятий со «смежной» деятельностью. Он сказал мне, что наша дочерняя компания намного больше и стабильнее, лучше там оставаться, что бы ни случилось. Конечно, я сама это понимала. Он посоветовал обратиться к генеральному директору головной организации.
Наш разговор, казалось, меня вдохновил. Ради дочери набралась смелости и пошла к директору Геннадию. Я не люблю быть сплетницей, жаловаться за спиной, и сначала я подошла к «своему» директору и сказала, что собираюсь поговорить. Он что-то проворчал, как будто ему было все равно. Думаю, он все еще не ожидал, что я пойду на прием.
Оказалось, что генеральных директоров, все руководители филиалов боялись, не говоря уже о том, что другие сотрудники старались не привлекать к себе внимания. Я поняла это намного позже, когда через несколько лет начала работать в головной организации.
Я просто рассказала Геннадию, что мне предложили уволиться, но мне некуда идти, и я не хочу, потому что мне нравится моя работа.
Думаю, я была первым и последним человеком, которая пришла с такими жалобами на директора. Он был удивлен.И сказал:
- Иди и работай спокойно.
Я вернулась к работе, передала слова директору. Возмущению не было предела, это стало темой разговора на следующей встрече.
После этого все утихло, директор вдруг стал со мной сдержаннее, особенно в присутствии других. Позже меня перевели в головную организацию на должность, где бывший директор стал в некоторой степени зависеть от меня. Когда меня повысили, от него по разным причинам было много букетов. А я простила его давным-давно.
И после этого случая я проработала в этом филиале более 8 лет. За это время были большие сокращения, но на меня это не повлияло. Потом директор объединил наш отдел с бухгалтерией, где моя должность ушла сама по себе, и я стала ведущим экономистом. Через полгода директор снимает «начальника» с моей должности, автоматически снижает зарплату.
Во время плановой проверки инспекции труда инспектор мне сказал: вы знаете, это нарушение. Даже по сравнению с другими сотрудниками я была более независимой. Видимо, руководитель не хотел со мной шутить.
Как я уже сказала выше, впоследствии меня перевели в головную организацию. Вряд ли кто-то ожидал такого поворота в филиале. Мне предложили должность и приняли, хотя хлопот было много. В том отделе, где столько лицемерия, работать было морально сложно. Теперь вспоминать тоже неприятно. Все не описать.
Так закон бумеранга сработал в мою пользу. Было много опыта, отличная работа и хорошее руководство. Я опаздывала на работу, часто работала по выходным, никогда не брала отпуск полностью, все урывками, но по сравнению с тем, что я испытала в филиале, это ерунда.
Генеральный директор головной организации строг, но никогда не смешивал личное с работой. Он всегда разделял свое поведение и свою работу, он не уважал льстецов, которые старались оставаться в тени, держаться подальше. Я знала это точно, это было видно по раздаче премии, по выплате зарплаты.
На работе мы с ним периодически спорили, ссорились, например, а затем мирно разговаривали. Я там больше не работаю, но знаю о рабочих событиях, общаюсь с коллегами до сих пор. Жена Геннадия работала там директорами, дочь, сын и по сей день, но все они люди тактичные, свое дело делали, ничем не отличались от других работников.
Прошлой ночью мне снилась Татьяна. Я не видела ее много лет. Проснулась и стало неприятно, почему-то вспомнила эту историю.
Вряд ли я одна испытала это, когда девушка директора работает в одной компании и ведет себя так, как будто ей все должны. Это продолжалось на протяжении многих лет, пока я работала.