Ровно год назад ушел из жизни #владислав крапивин . Отечественная #детская литература понесла, без преувеличения, невосполнимую утрату. Мэтр отечественной детской литературы, более полувека творческой деятельности, множество романов, рассказов и повестей. Его #книги читало несколько поколений советских и российских подростков...
Владислав Петрович Крапивин родился в Тюмени 14 октября 1938 года. Тюмень военная и послевоенная легко угадывается в его отчасти биографических произведениях - "Тополевая рубашка", "Ковер-самолет", "Сказки Севки Глущенко", "Стеклянные тайны Симки Зуйка" и других. Подростком он мечтал о море, но в мореходное училище его не приняли - подвел ревматизм, нажитый еще в военном детстве. Мечтал о работе с детьми - но в педагогический институт в тот год не было набора. Тогда выпускник тюменской школы Владислав Крапивин поступил на журфак Свердловского университета. Первый его рассказ был напечатан в журнале "Уральский следопыт" еще когда он был студентом. Уже через три года после окончания университета Владислав Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР и ушел на творческую работу.
Кроме множества рассказов, повестей и романов Владислав Крапивин создал в Свердловске детский отряд-флотилию "Каравелла", который в этом году отметил свое шестидесятилетие. В отряде ребята занимались фехтованием, журналистикой и яхтенным делом. Отряд не раз пытались закрыть - ведь все, не утвержденное в самых верхах, не могло не вызывать подозрения. Писателю не раз приходилось сражаться с чиновниками за свое детище. Позднее он вспоминал:
Меня невозможно было выгнать с работы — вот ведь с чем сталкивались тогдашние чиновники. Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или в крайнем случае на пленуме. А за что? Слава богу, там люди же были не все дураки. За то, что он работает с детьми и поссорился с местным домоуправлением? За это пленум писательский не выгонит из писателей. Лишить меня зарплаты было нельзя, так как я зарабатывал только книгами. Запретить отряд? Ну запретили отряд, ну, в крайнем случае, отобрали помещение. Но мне привыкать, что ли, было собирать по тридцать человек у себя в квартире? Ну как это запретишь? Ну и запрети. Милицию вызовешь? Он, паразит, возьмёт да репортаж об этом грохнет в «Комсомольскую правду».
Отряд пережил все тяжелые времена и выстоял. Он существует по сей день. Во главе отряда теперь стоит Лариса Крапивина, жена Павла, сына Владислава Петровича.
В отряде Владислава Петровича называли Командор. Позднее образ командоров появился и в его произведениях. Командоры у Крапивина - это взрослые люди, посвятившие свою жизнь защите детства. Владислав Петрович и свою жизнь посвятил защите детства. Командор страны Детства - называли его журналисты. И конечно, под знаменами отряда "Каравелла" писателя проводили в последний путь... год назад.
Я читаю Крапивина всю жизнь. С начальной школы, наверное. Я собрала все его книги. Вот такое собрание сочинений в серии "Отцы-основатели" у меня имеется, 28 томов:
Я не могу рассказать вам о всех книгах Крапивина, их слишком много. Я расскажу о трех главных для меня книгах этого писателя.
Это, конечно, первая в моей жизни книга Крапивина - "Мальчик со шпагой".
Сережа Каховский когда-то придумал сказку о всадниках, которые приходят на помощь, когда человеку плохо. И однажды сказка сбылась наяву: когда помощь понадобилась Сереже - появились всадники... Тогда Сережа сам решил стать "всадником" для других. И он не остается в стороне, если видит, что у человека беда, что творится несправедливость... А рядом с ним за справедливость сражаются его друзья из отряда фехтовальщиков "Эспада"...
Повесть "Трое с площади Карронад".
У Славки нет никого, кроме мамы. С раннего детства Славка грезит морем и парусами и мечтает о Севастополе. И вот мечта сбывается - Славка с мамой переезжают в Севастополь к дальней родственнице. Здесь сбываются мечты Славки о море, о яхтенном клубе, а самое главное - у Славки появляется самый лучший на свете друг Тим, с которым они с полуслова понимают друг друга. Но Севастополь - это город, из которого еще не до конца ушла война. И все еще иногда раздаются взрывы старых, еще с войны, мин и снарядов... Однажды Славка и Тим забирают у малышей неразорвавшийся снаряд, с которым те как раз собрались поиграть... И их дружба подвергается серьезному испытанию - ни один не согласен отпустить своего друга с этой опасной ношей...
И наконец - "Голубятня на желтой поляне".
Этот роман был написан в 1983-1985 гг. и, по моему мнению, именно с него берет начало крапивинская фантастика, его серии про Безлюдные Пространства и Великий Кристалл. Эти названия в романе еще не встречаются, но миры Безлюдных Пространств и Великого Кристалла там уже присутствуют. А на границах миров - стража, крапивинские мальчишки. И крапивинские мальчишки, как и во всех его произведениях, фантастических и нет, спасают миры. И есть Те, Которые Велят. Это враги. Сразиться с ними будет непросто и не все уцелеют в этом сражении...
Вот и Командор от нас ушел. Но ведь в его мирах есть Дорога. На которой встречаются те, кого разлучила даже смерть. Ведь есть и другие грани Великого Кристалла. На которой тебе снова может быть двенадцать лет... Хорошей Дороги Вам, Командор! Спасибо Вам за Ваши книги! Пусть Вам всегда будет двенадцать на другой грани Великого Кристалла!
Закончить я бы хотела своим любимым стихотворением Владислава Крапивина:
Помиритесь, кто ссорился,
Позабудьте про мелочи.
Рюкзаки бросьте в стороны —
Нам они не нужны.
Доскажите про главное,
Кто сказать не успел ещё —
Нам дорогой оставлено
Полчаса тишины...
От грозы чёрно-синие,
Злыми ливнями полные,
Над утихшими травами
Поднялись облака.
Кровеносными жилами
Набухают в них молнии.
Но гроза не придвинулась
К нам вплотную пока...
Дали дымом завешены —
Их багровый пожар настиг,
Но раскаты и выстрелы
Здесь ещё не слышны:
До грозы, до нашествия,
До атаки, до ярости
Нам дорогой оставлено
Пять минут тишины.
До атаки, до ярости,
До пронзительной ясности,
И, быть может, до выстрела,
До удара в висок —
Пять минут на прощание,
Пять минут на отчаянье,
Пять минут на решение,
Пять секунд на бросок...
...Раскатилось и грохнуло
Над лесами горящими,
Только это, товарищи,
Не стрельба и не гром —
Над высокими травами
Встали в рост барабанщики,
Это, значит — не всё ещё,
Это значит — пройдём...
Дорогие друзья, если вы любите творчество Крапивина - напишите о том, какие книги ваши любимые, почему они вам так нравятся. Напишите о том, какие книги Владислава Крапивина вы читали.