Подполянник (подпольник) – домашний дух, обитающий в подполье; возможно, одно из названий дворового или домового духа, который, по народным поверьям, часто селится в подполье. В Олонецкой губернии верили, что увидеть подполянников можно, встав на третью ступень ведущей в подполье лестницы и поглядев между ног.
Согласно народным поверьям, подполянник живёт в подполье дома, где проводит время так же, как крестьяне в избе. Подполянников в доме может быть несколько, у них есть свой большак (главный подполянник), большуха, дети и т.д. Как правило, подполянников бывает столько же, сколько членов крестьянской семьи, живущей в этом доме, и каждый из домочадцев может иметь своего двойника-подполянника.
В некоторых местах подполяннику приписывали больше дурных, чем хороших черт, считая, что он вообще «не добр». Верили, например, что подполянник утаскивает к себе детей, проклятых матерью. Эти дети исчезают из избы, но продолжают невидимо жить и расти у подполянников, пополняют их семьи и сами становятся подполянниками, выходят замуж и женятся на подполянниках из других домов и т.д.
Известна быличка о женщине, проклявшей свою дочь, которую подполянник после этого затащил в подполье; говорили, что «она там и замуж выйти успела, и стала уж сына женить, да и пришла к матери просить сыта: «Матушка, – говорит, – коли хочешь видеть, как я живу, сойди три ступени в подполье и гляди промеж ног своих». Ну и увидела их, мать-то. Сидят они все, как наши мужики. Так она и сыта принесла дочке, и рубашку».
Подполянники, как и другие сверхъестественные существа, могли, по поверьям, предсказывать будущее, поэтому в некоторых местах девушки ходили гадать в подполье. Каждая из девушек по очереди разувалась, босиком спускалась в подполье и там ждала. Если там её ногу гладило «мохнашкой», это предвещало ей богатого жениха. При этом в подполье спускались все гадающие девушки, кроме одной, поскольку считалось, что эту последнюю там «задавит». Гадальщицы спускали гребень в подполье и смотрели, «каких волос начесал подполянник».
Возможно, вера в подполянников отразила некогда существовавший обычай погребения покойников в доме, а также представления о том, что все умершие родственники и в загробном мире остаются одной семьёй, продолжают жить (иногда даже в той же избе) и сохраняют связь с живыми людьми.
В этом плане интересна история, произошедшая в одном их владимирских сёл. «На зимнего Николу в 1922 г. в селе Алексине Берендеевской волости ночью во вьюгу "чёрт бабу украл", и нашли её только на другой день. Хватились бабушки Марьи Голубевой, больной старушки, ночью: её не оказалось на печи. Когда рассвело, бросились искать по соседям, советовались со знахаркой, так сказала, что "в пути". Жгли ладан и смотрели, куда потянет, звонили в колокола на колокольне, рассылали везде гонцов и не нашли. А на второй день заметили в прирубе в подполье красное одеяло. Разобрали мешки с зёрнами и нашли бабушку спящей на подушке и завёрнутой в одеяло. Когда её разбудили, она сказала, что ей приснился ночью покойный муж, который и увёл её с печи».