Есть такое мнение - якобы бывшие двоечники по жизни успешнее своих одноклассников отличников-зубрил. Из моих знакомых-двоечников 80% спилось - если это успех, то сомнительный. Хотя, не мне судить их, ведь я тоже в школе не блистала, тройки учителя ставили порой исключительно из гуманистических соображений.
Но, двоечник-двоечнику рознь - есть люди с врожденными проблемами интеллекта, внимательности, усидчивости и т.д.. А есть дети, которыми просто никто не занимается. Есть ещё те, кому учеба не интересна или школьная программа им не подходит и стимуляция работает из рук вон плохо.
Я, например, легко начала учебу в школе, потому что всё уже знала на три года вперед и прекрасно проучилась эти три года. А дальше - всё - мне было не интересно. Начитанность помогала справляться с гуманитарными науками, а точные я определила как “не мое”. Родители особо не парились, а отвоевывать личное пространство я научилась быстро.
Зато потом, в институте и дополнительном образовании всегда была одной из лучших учениц. После института даже получила направление в аспирантуру, которую мне предложили сразу несколько профильных вузов. С точными науками тоже наладились отношения, когда стало интересно - статистику освоила на раз, как и вузовскую высшую математику (а вот задачки на уровне пятого класса так и не научилась решать).
Дело в том, что дети не умеют мотивироваться такими абстрактными стимулами и отдаленными перспективами, как “вырастешь - поймешь” и “не будешь учиться - станешь дворником”. Поэтому единственной мотивацией многих отличников всегда было избежать скандала с родителями, ну и привитая родителями привычка к дисциплине. Интерес к учебе редко возникает у детей сам по себе. Хотя, безусловно, такие дети бывают. Собственно именно эта проблема “перфекционизм ради мнения окружающих, а не ради собственных целей” и мешает бывшим отличникам в дальнейшей реализации.
Когда пошли учиться мои собственные дети, я довольно спокойно реагировала на оценки. Предпочитала акцентировать внимание на том, что им интересно, учила взвешивать плюсы и минусы выбора и доводить начатое до логического конца. Та самая дисциплина. Кстати, именно она главный плюс тех, кто научился в детстве “высиживать” хорошие оценки. И это то, чем бывшие отличники часто выгодно отличаются от бывших двоечников. Самой мне пришлось долго этому учиться, потому как структурированность и целеполагание при безалаберном детстве сами не вырастают.
Мои дети не были отличниками в школе, зато сами поступали в колледжи и ВУЗы, практически без родительских вложений. К концу школы они понимали, чего хотят и четко шли к намеченной цели. Старшая дочь, кстати, закончила университет с красным дипломом, а затем ещё и аспирантуру.
Так что, точно не оценки показывают будущую успешность, а умение работать с целями, мотивами и знаниями. Вот с ними и стоит работать в первую очередь, настраивая ребенка на учёбу.
Разборы историй, научные факты и лучшие комментарии на моем Телеграм-канале или ВКонтакте. Почта для связи elena@content-m.ru