Найти тему
Русский Пилигрим

О смысле праздника Успения Божией Матери

Оглавление

На примере исторических событий и их символическом отражении в иконографии.

Праздник Успения Божией Матери относится к одному из главных 12-ти праздников Церкви. Он является последним в годовом богослужебном круге. Как бы венчая собой историю нашего спасения от вечной смерти. Считается, что Успение - это «вторая Пасха» и перед ним как и перед Пасхой установлен такой же по-строгости пост. Как Великий пост приготовляет к событию смерти и последующему торжеству Воскресения Спасителя, также темы смерти и Воскресения отражены в празднике Успения Божией Матери.

Житие Божией Матери на основе Священного писания имеет небольшое количество сведений. Остались предания, апокрифические сказания, которые церковь спустя время приняла в основы своего учения . Существующие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях. К ним относятся: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Однако, со временем в Церкви устоялась общепринятая версия событий происходивших в день Успения Божией Матери, которая стала иконографическим источником для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси:

«Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Её к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Её кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Её поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Её. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознёсся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Её к Себе на небо. Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и возвестил Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе, причём в уверение своих слов дал Ей райскую ветвь, которую впоследствии нёс перед телом Богоматеи апостол Иоанн Богослов. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней наречённому сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою на облаках.

Фрагмент иконы Успения с изображением чуда перемещения апостолов на облаках со всех концов земли

https://foma.ru/wp-content/uploads/2019/08/Snimok-ekrana-2019-08-26-v-19.59.05.png
https://foma.ru/wp-content/uploads/2019/08/Snimok-ekrana-2019-08-26-v-19.59.05.png
Успение Пресвятой Богородицы (общий вид); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.
Успение Пресвятой Богородицы (общий вид); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.
Деталь иконы Успения. "Облачные апостолы"https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=11&id=5323
Деталь иконы Успения. "Облачные апостолы"https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=11&id=5323
Успение Богоматери. Мастерская Дионисия, XIV-XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Успение Богоматери. Мастерская Дионисия, XIV-XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окружённый ангелами, явился и принял Её пречистую душу.

Успение. Печ. XIV в.
Успение. Печ. XIV в.
Икона Успения, из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.
Икона Успения, из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.
Успение. ГТГ. XV-XVI вв.
Успение. ГТГ. XV-XVI вв.

Погребение Божией Матери

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Её желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Её родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к 2 одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Её пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо его охранял. Один иудейский священник, по имени Аффоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Аффоний, поражённый таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его, после чего на процессию опустилось облако, скрывая идущих от врагов.

Одр Божией Матери в Иерусалиме.
Одр Божией Матери в Иерусалиме.
Фрагмент иконы Успения, где Афония пытается помешать процессии. Эрмитаж, С.Петербург, XVI.
Фрагмент иконы Успения, где Афония пытается помешать процессии. Эрмитаж, С.Петербург, XVI.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Её пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Её тела, а только одни погребальные пелены. Изумлённые апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окружённую ангелами, в сиянии небесной славы. Божия Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Её и взял к Себе с пресвятым телом Её и поставил Её выше всех ангелов Своих».

Принято считать, что сам праздник установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником [2]. Утверждению праздника Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие в то время ереси, в том числе и несторианство.

Итак, познакомившись с историей праздника, перейдем к разбору терминов и символам иконографии.

Само слово Успение происходит от греческого слова «κοίμησις», что означает «сонное состояние». Как правило, сонное состояние имеет временное явление. Таким образом, нам уже одним словом показана суть христианского вероучения в празднике Успения о том, что смерти нет, но смерть лишь временное состояние, как сон. Блаженный Иероним Стридонский говорит, что пред Господом живы все. В Евангелии от Матфея Господь, придя к умершей на тот момент дочери Ираида, говорит: «Не умерла девица, но спит Мф. 9: 24. Взял ее за руку, и девица встала (Мф. 9: 26).

Также сон, т.е. Успение, говорит и о безболезности христианской смерти, то есть спокойном и тихом как сон – Успение. Именно таким тихим и спокойным был блаженный конец земной жизни Пресвятой Девы.

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости.
Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости.

Образ Успения в Церкви довольно поздний и каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно сформулировала самые важные богословские догматы.

Общая композиция сцены Успения в искусстве Византии и Древней Руси.

Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – скорбящие апостолы, за ложем изображен Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов.

Успение. Книжная миниатюра. Византия.
Успение. Книжная миниатюра. Византия.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Мозаика Успение, Санта Мария Маджоре, Рим, XIII в.
Мозаика Успение, Санта Мария Маджоре, Рим, XIII в.
Фреска. Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон.
Фреска. Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон.

Храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию. Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось.

Неизменной основой иконографии во все времена стало символическое изображение смертного одра, где возлежит пречистое тело Пресвятой Богоматери. Такой образ принято изображать и на плащаницах, которые на праздник Успения, также как и в предпасхальные дни, где уже изображается Спаситель, размещают в середине храма для поклонения верующим.

Плащаница с образом Успения Божией Матери.
Плащаница с образом Успения Божией Матери.
Пелена1560-е годы 
Камка (куфтерь), шелковые цветные нити, золотные и серебряные пряденые нити; вышивка швом «на проем», тамбурным швом, «в прикреп».
Пелена1560-е годы Камка (куфтерь), шелковые цветные нити, золотные и серебряные пряденые нити; вышивка швом «на проем», тамбурным швом, «в прикреп».

В церковном искусстве принято использовать такие дорогие цвета как пурпур и лазурит, которые в первые века применялись только для украшения и окраски императорских одежд. Пурпурные сандалии на ногах Девы - такую обувь могли носить только императоры Византии.

Такое отражение царского достоинства характерно для Восточной Церкви. Кроме того в Византийской иконографии мы можем видеть подножие у одра – так называемая «рота»,что тоже является одним из атрибутов императорской власти. В западной традиции, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Деву Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Фрагмент. Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фрагмент. Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

При жизни, как известно Божия Матерь со своим святым семейством жили достаточно бедно, были гонимы и иной раз даже не могли найти места для ночлега. Так, например случилось в Рождественскую ночь, когда Иосифу обручнику пришлось с беременной Девой Марией ютиться в пещере, куда пастухи обычно загоняли в непогоду скот. В этой пещере родился на свет Господь Иисус Христос. В то время волхвы пришли к Ироду и спрашивали, где Царь Иудейский мы пришли поклониться Ему. На тот момент по большей степени люди думали, что должен прийти царь для устройства власти и царства здесь на земле. Поэтому властолюбивый царь Ирод обеспокоился за свое положение приказал убить во всей округе младенцев до трех лет (Мф. 1 - 16).

В это время Мария с Младенцем и Иосифом, предупрежденные ангелом скрываясь от убийц некоторое время жили в Египте. И только после смерти Ирода вернулись в Назарет. Мария с праведным Иосифом жили в простоте и подчинялись всем правилам и законам установленным в том государстве в котором они находились. Так, на сороковой день по обычаю необходимо было принести Младенца для обрезания. Обычно для этого нужно было, что-то пожертвовать для храма. Бедным людям разрешалось пожертвовать ходя бы голубей, что и сделали святое семейство.

Однако когда принесли Младенца в храм, праведный Семеон взяв Его в руки понял, что Он держит не обычного ребенка, но Царя неба и земли (Лк. 2, 25-32).

Таким образом, истинных Царей, не имеющих при жизни никаких земных богатств, сегодня в христианском искусстве украшают различными драгоценностями и царскими атрибутами, как бы для напоминания нам земным людям об истинном богатстве не внешней но внутренней жизни человека.

Тема Воскресения в иконе Успения.

Согласно учению Церкви в день всеобщего воскресения наши тела – храмы Духа Святого снова воссоединяться с душами для жизни вечной. Но сейчас на иконе нам показан момент рождения души в новую жизнь. Душа Божией Матери словно младенец завернутый в пеленах восседает на руках Божественного Воскресшего Сына Иисуса Христа, того, который некогда Сам был Рожден для жизни земной и восседал на руках своей Пречистой Матери. В иконе Успения нам показана и встреча умерших в той лучшей жизни и напоминание о Воскресении мертвых, ведь согласно апокрифам Божия Матерь затем была Воскрешена и взята на небо в своем теле. Над Спасителем и Богородицей в иконах часто изображают ореол из ангелов, херувимов и серафимов — небесных свидетелей этого славного и грустного момента.

Фрагмент иконы Успения Богоматери. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Фрагмент иконы Успения Богоматери. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Особенности иконографии персонажей.

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Фрагмент иконы Успения. Апостолы у изголовия одра Божией Матери.
Фрагмент иконы Успения. Апостолы у изголовия одра Божией Матери.
Фрагмент иконы Успения. Апостолы у подножия одра Божией Матери.
Фрагмент иконы Успения. Апостолы у подножия одра Божией Матери.
Икона Успение, Новгород, XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Икона Успение, Новгород, XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Успение Из праздничного чина. XV в. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва.
Успение Из праздничного чина. XV в. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва.

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов, наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Они, не присутствуя при самом событии физически, как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

Успение иконы Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора
Успение иконы Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Редкая деталь этой иконографии находится в верхней части иконы, где изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери [3].

 «Облачное Успение» начало XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее)
«Облачное Успение» начало XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее)

(Продолжение следует).

[1.] Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235.

[2.] Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115.

[3.] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58.