Британская страшная сказка, фрейдистский пересказ "Красной шапочки", вдохновлённый чехословацким фильмом.
"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох. Но тэгов больше нет, вести рубрики невозможно, а Дзен посылает авторов клепать контент, интересный исключительно широким массам и никаких узконаправленных каналов.
#пересматриваем классику хоррора
Фильм "В компании волков" ("The Company of Wolves") 1984 года снял Нил Джордан. Для начинающего режиссёра это была вторая полнометражная картина. Несмотря на интересный дебют, настоящие признание критиков и слава придут к нему спустя девять и десять лет соответственно. В 1993-м товарищ получит "Оскар" за оригинальный сценарий к "Жестокой игре", а в 1994-м выйдет популярнейшее "Интервью с вампиром".
Девочка видит сон, в котором она живёт в деревне посреди леса, а бабушка, обитающая в домике посреди чащи, так и норовит рассказать внучке пару отличных историй, одна другой лучше.
Вскоре после выхода на родине, в Чехословакии, премьера сюрреалистической сказки "Валерия и неделя чудес" состоялась и в Великобритании. По воспоминаниям Роз Кавени, они ходили на ленту вместе с подругой Анджелой Картер. На последнюю фильм произвёл огромное впечатление и послужил источником вдохновения для книги "Кровавая комната", выпущенной в 1979 году, точнее, для рассказа "В компании волков", основанном на сказке "Красная шапочка". История вышла настолько хорошей, что чуть позже была переработана в радиопостановку.
В 1982-ем Нил Джордан, ищущий вдохновения для нового проекта, знакомится с писательницей и слушает вместе с ней спектакль. Ему настолько понравился символизм рассказа и принцип сюжетов в сюжете, что он сразу же решил снимать картину именно по сценарию Картер. Правда, для того, чтобы материала хватило на полноценный художественный фильм, пришлось им совместно дописать ряд сцен и историй, благо выбранная стилистика позволяла наращивать объём хоть до бесконечности. Собственно, так и случилось. Вдохновение оказалось настолько сильным, что при съёмках пришлось убирать целые эпизоды, а денег на осуществление задуманного финала и вовсе не хватило. На что же средства нашлись?
Если "Валерия и неделя чудес" представляет собой истинное наслаждение для глаз, почти не прибегая к помощи нарочитой театральщины и отлично работая с натуральным светом, то "В компании волков" это настоящий триумф победившей театральной бутафории. Фильм практически целиком снимался в павильонах. Причём создатели не могли позволить себе построить огромные декорации и зачастую снимали один и тот же реквизит с разных ракурсов, создавая иллюзию движения и изменения. Сам режиссёр позже вспоминал, как нелегко было создать целый лес из двенадцати деревьев, но приложенные усилия дали отменный результат. Фильм просто отлично снят в своей сказочной стилистике, которой абсолютно плевать на реализм. Он сразу и безапелляционно заявляет о себе как о представителе уже умирающего к тому времени жанра, но снятого исключительно для взрослых. Была в 80-е попытка в Британии и США оживить высокобюджетные сказки, снимая их для более взрослой аудитории, но не очень успешная.
На самом деле, не будь в ленте всего пары сцен, и она вполне бы подошла для семейного просмотра, несмотря на отчаянный фрейдистский подтекст. Именно из-за них фильм и считается хоррором, так как две трансформации в оборотня сняты весьма смачно, хотя и с переходом на весьма заметную аниматронику в финале. Что касается известно каких мотивов, то тут Джордан и Картер не стали оригинальничать и использовали хорошо знакомый и легко считываемый образный инструментарий, начиная с цветка, покрывающегося кровью (ещё раз привет, Валерия!), и заканчивая стаей волков, в финале врывающихся в реальность. Как и Иреш, Нил Джордан изначально хотел добавить в ленту элементы эротизма, но в итоге отказался от этого из-за актрисы игравшей главную роль. Саре Паттерсон было всего 12, и ходить по настолько тонкому льду товарищ не решился. Да и необходимости в таком не было, благодаря иной стилистике фильма.
Компанию молодой актрисе составляла целая плеяда талантливых исполнителей, среди которых особенно выделяется только-только входящая в раж от кровавых убийств Анджела Лэнсбери. Она прекрасно исполняет будто для неё созданную роль бабушки, не лезущей за словом в карман, понявшей жизнь и знающей всё и обо всех. Прекрасная готическая сказка для взрослых, отменно снятая, хорошо поставленная и талантливо сыгранная, с треском провалилась в прокате. Восьмидесятые были временем, когда подобные фильмы уже не привлекали публику так же сильно, как во времена расцвета студии "Хаммер". К счастью, это не поставило крест на карьере режиссёра, так как ленту заметили на профильных узконаправленных фестивалях и выдали ворох премий.
От меня фильм получает четвёрку по пятибалльной системе. Слегка подводит создателей способ повествования, взятый за основу фильма: не могут они иногда остановиться и перестать любоваться той или иной историей. Если хочешь посмотреть шикарную готическую сказку, то "В компании волком" отличный выбор. У страшных историй про маленьких девочек в разных странах своя атмосфера. Про американский взгляд на них я расскажу в следующий раз.
Плюсы: 1) атмосфера 2) актёрская игра 3) операторская работа 4) символизм и истории
Минусы: 1) рассказы в рассказах объединены духом, а не сюжетом, что понравится далеко не всем
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.