Непросто оказалось найти нормальный отель в конце этого лета в Махачкале или на побережье Каспийского моря в столице республики. Туристы со всей России в сезон потоком хлынули сюда отдыхать. С большим трудом знакомые забронировали нам номер в гостинице на улице с православным храмом поблизости. И это неожиданно –проснуться воскресным утром под яркие лучи южного солнца и звон колоколов: из окна манило море .
Отдохнув после десятичасовой автодороги и искупавшись в любимом Каспии на городском пляже, который в этом году не уступал по наполненности черноморским, на следующий день отправилась в командировку в Буйнакский район.
Прямо на благоустроенном кутане большой животноводческой фермы замечательный радушный хозяин Яхия Яхъяев и его друг, тоже земледелец, садовод Зайналбек Таштемиров угощали за накрытым национальным столом, рассказывая о своем деле.
Конечно, был традиционный кавказский шашлык из баранины и птицы, ведь в горах, до выпадения первого снега, на высоте 1700-1800 метров над уровнем моря пасется его отара из 2000 барашков. Сам Яхия живет в селении Эрпели, что в переводе с кумыского языка имеет символическое название «Смелые мужчины».
Погрузившись в историю этого древнего селения, узнали интересный факт, что в Эрпели с давних времен живут талантливые крестьяне. Они уважают другие народы, высоко ценят дружбу с ними. Исстари в низовьях эрпелинских гор жители кормятся за счет приусадебных участков и содержанием скота.
Чуду – просто чудо
Невестка Яхии поставила на стол большое блюдо с национальным угощением. Это халпама.
«Ешь, Оля, с этим соусом (похож на аджику или острый томат). Халпама сделана чисто из кукурузной муки, только её смешивают горячей водой. Без соуса это невкусно».
Отдельная тарелка – с чуду. Тонкие, с творогом, и толстые, мясные. Оказывается, у разных национальностей Дагестана, а их в республике больше 40, они разные. Зайналбек поясняет: «Это кумыкские. Например, даргинцы никогда не делают такие открытые чуду».
Еще один гость рассказывает анекдот в тему: «Приходят аварец, даргинец и кумык в кафе. Даргинец говорит: «Мне, пожалуйста, принесите даргинский хинкал». Официант отвечает: «Хорошо». Кумык: «А мне кумыский». – «Хорошо, поняли». Аварец: «А мне сделайте аварский хинкал». – «Это как?» «А это такие же как даргинские, только мяса побольше».
Хозяева подворья рассказали, что, оказывается, кумыки сами мало едят мясо:
«У нас больше добавляют ингредиентов других. Дома я всегда говорю хозяйке один раз в неделю обязательно сделать рагу овощное: баклажаны, перец, к нему чуть-чуть мяса добавляем. Для вечера очень легкий, вкусный и полезный ужин бывает. А еще у нас популярна по-особому приготовленная кукурузная каша с молоком, очень вкусное бесподобное блюдо получается».
А вот вином домашним меня не стали угощать. Сказали, от него опьянение сильное. Зато было на столе на выбор настоящее грузинское виноградное вино.
Полдня быстро пролетели, нужно было возвращаться в Махачкалу.
Нам посоветовали заехать на бархан Сарыкум. Эта песчаная гора в 17 км от столицы республики знаменита тем, что там снимали легендарный кинофильм «Белое солнце пустыни». Но мы успевали побывать только на Сулакском каноне. Это и живописный вид, и возможность совершить джиппинг, покататься по реке на катере, вкусно и плотно пообедать национальными блюдами.
Двойные названия улиц: в честь кого?
А еще знакомые удивились, что мы живем на улице Орджоникидзе. По ней до сих пор висят такие таблички с этим названием. «Сейчас там часть называется имени Кадырова, часть Мирзабекова. У нас чуть ли не каждый год меняют название. Как кого из известных людей не стало, надо в честь него назвать улицу. Метров 200 может быть одно название, потом метров 500 той же улицы – другое», – рассказали свой секрет местные горожане с этой улицы.
В продолжении рассказа будет увлекательная история из Буйнакского района о родовом селении рода Тарки (один из его последних представителей – известный кинорежиссер Андрей Тарковский). Если вам понравилась история, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал только авторских материалов «Чело-Век Добра». Всех благодарю!