Игра – не только естественная активность для ребёнка, но и важная составляющая его развития. В игре он познаёт окружающий его мир и строит свои представления о нём. Педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Ольга Федосеева делится комплексом игр и упражнений, направленных на развитие различных категорий мышления.
Причина и следствие
Если непонимание причинно-следственных отношений сочетается у ребёнка с плохо развитыми физическими навыками, используйте только игрушки, для воздействия на которые достаточно легкого прикосновения. Многие фабричные игрушки достаточно «туги» и неудобны в использовании. Принцип причины и следствия можно показать ребёнку на следующих примерах:
- Игрушки с выскакивающей фигуркой, в которых нужно нажать, сдвинуть или повернуть ручку.
- Игрушки, которые при нажатии на кнопку начинают светиться или петь песенку.
- Голографические изображения.
- «Говорящие книги», которые начинают светиться или издавать разные звуки при нажатии на кнопку.
- Книжки со «встающими» картинками.
- Детские клавишные инструменты, детский магнитофон.
- Детские компьютерные игры.
Подбор по сходству, выбор по определённым признакам, называние
Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения и лишь после этого овладевают абстрактными понятиями цвета, размера. Умение подмечать достаточно тонкое сходство и различие очень важно для развития более поздних навыков чтения и счёта.
Подбор по сходству очертаний
Научите ребёнка опускать мячик в круглое отверстие, а кубик – в квадратное. Возьмите несложную игрушку с отверстиями разных форм и соответствующими им фигурами (так называемый «почтовый ящик») или простую доску с вкладышами в форме круга, квадрата, треугольника и овала. Пусть ребёнок методом проб и ошибок, перебирая все варианты, поймёт, какое отверстие какой фигуре соответствует. Поначалу ему потребуется помощь, но постепенно он научится распознавать геометрические фигуры: сперва круги, затем квадраты, треугольники и звёзды.
Подбор по сходству символов
Вместо картинок рисуйте простые символы – например круг, крест и звезду – и просите ребёнка найти им пару.
Подбор по сходству цветов
Начните с самых ярких и легко различимых цветов – красного и жёлтого. От них перейдите к синему и зелёному, затем постепенно вводите другие цвета.
Подберите две сумки, коробки или корзины – красную и жёлтую. Вместе с ребёнком ходите по дому и складывайте в неё все предметы того же цвета.
Играйте в игры, помогающие ребёнку научиться различать цвета: стройте красную и жёлтую башни из кубиков, раскладывайте красные и жёлтые кубики по коробкам того же цвета, нанизывайте на нитку бусины одного цвета. Чайная чашка и блюдце ребёнка пусть тоже будут одного и, желательно, яркого цвета.
Подбор по сходству размеров
Начните с понятия «большого» и «маленького», поначалу разница между ними должна быть очевидна. Можно использовать кастрюли, ложки и пластиковые контейнеры разного размера.
Сортировка и группировка
Научите ребёнка сортировать игрушки во время уборки: например, складывать книжки в одну коробку, а кубики в другую.
Сортировка игрушек Последовательность
Играйте с ребёнком в игры, поощряющие развитие понятия последовательности, чрезвычайно важного при дальнейшем обучении математике.
Нанизывайте разноцветные бусины или кладите разноцветные кубики в определённой последовательности. Начинайте с простого чередования двух цветов, затем постепенно усложняйте последовательность. Показывайте ребёнку последовательность цветов и просите её повторить, а затем продолжить.