Найти тему
ViktorSK68

Преждевременные выводы из опыта Второй мировой войны на море о могуществе самолётов потоплениями «Рома», «Мусаси», «Ямато»

Самым большим доказательством могущества самолётов приводилось и приводится потопление 07 апреля 1945-го года в Жёлтом море линкора «Ямато» (大和). Налёт завершившийся самым оглушительным взрывом доядерного времени в 2,5 тысячи тонн строительной взрывчатки указывается как убедительное и неоспоримое доказательства могущества самолётов и самолётоносных соединений. (См. Рис. 1)

Предварительным опытом приводится налёт и потопление сестрёнки «Мусаси» (яп. 武蔵) в море Сибуян 24 октября 1944-го года. (См. Рис. 2)

Ну и решающим ударом в голову приводится потопление итальянского дредноута «Рома», (См. Рис. 3) который вроде бы отличался самой продуманной подводной защитой самого синьора Пульезе из всех современных, не говоря уже о более ранних европских и неевропских дредноутов, тем не менее пущенном на дно одинокими самолётами, пусть и с очень мудрёными и убойными снарядами «Fritz X (Ruhrstahl SD 1400 X)». (См. Рис. 4)

На самой мутной заре могущества самолётов отважные лётчики янки безнаказанно ими потопили у мыса Вирджиния 21 июля 1921-го года прусский дредноут «Остфризланд». По кораблю первого дредноутного поколения янки два дня кидались с бомбовозов сначала бомбами и наконец-то потопили, при том что корабль находился на якоре без личного состава, то есть корабль был обездвижен, никакая борьба за живучесть не велась, а заградительного огня на поражение нападающих самолётов 88 мм. зенитками с корабля не велось. После такого успеха янки полноценно принялись готовиться к тому, чтобы приобрести полноценные самолётоносцы и желательно ударные. То что корабль первый день 20 июля 1921-го года закидывали 100 кг., а потом 270 кг. бомбами и не добились никаких видимых успехов не удивляет, как и то что на следующий день 21 мая 1921-го года кидались уже 454 кг. бомбами с очень малым успехом, для чего в полдень сбросили уже шесть 908 кг. бомб, после чего «Восточный Фризланд» благополучно пошёл ко дну из-за неустраняемых течей. (См. Рис. 5) Однако опыт был признан успешным. То что даже 4 поколение предвоенных дредноутов Второй мировой войны строилось с разсчётом на поражение не более чем 500 кг. бомбами ещё не было даже известно, а лучшие дредноуты Великой, ныне Первой мировой войны более чем 200 кг. выдержать не могли, но это выяснится для янки уже только при посещении японскими лётчиками Жемчужного залива, вдоволь закиданного 07 декабря 1941-го года прекрасными 800 кг. бронебойными бомбами.

Тем не менее, к Вашингтонскому морскому договору 1922-го года янки подошли во всём белом и очень миротворческом, согласившись списать устаревшие дредноуты, а строящиеся линейные крейсера «Лексингтон» переделать в самолётоносцы.

Англичане к использованию самолётов против дредноутов подошли не по джентельменски, то есть предпочтя удары ниже пояса в подводную часть и затем неджентельменское добивание толпой джентельменов не джентельмена. Это ими будет прекрасно провёрнуто если не при Таранто 10-11 ноября 1940-го года с попаданиями в «Littorio», «Conte di Cavour» и «Gaius Duilius (Duilio)», то при Матапане 27-29 марта 1941-го года, благополучно засадив торпеду в итальянский дредноут «Vittorio Veneto» и уже блистательно завершено в своём блеске Боем в Атлантике 27 мая 1941-го года, когда им удалось таким набором ударов ниже пояса и выше пояса победить «Бисмарка».

О том, что надводная защита у дредноутов даже Великой, ныне Первой мировой войны 28.07.1914-11.11.1918 гг. находилась на очень высоком уровне, англичанам было известно как ни кому другому, тем более что от огня противника не был потерян ни один английский дредноут. Потопление же при подрыве на одной единственной прусской мине дредноута второго поколения HMS «Audacious» при полном личном составе и полном провале Royal Navy борьбы за живучесть тем не менее по правилу «нет худа без бобра» подвигло англичан к развитию средств воздушного нападения. При несчастливых для англичан, впрочем как и для французов 18 марта 1915-го года, когда были потеряны сразу 2 броненосца «Океан» и «Иррезистибль», в дополнение к французскому «Бувэ», прочно утвердило англичан в необходимости поражения вражеских кораблей в подводную часть. И поэтому кстати там же в Эгейском море английский торпедоносец «Short S184» 12 августа 1915-го года добил первое в мире судно, а 17 августа 1915-го года уже самостоятельно потопил безымянное турецкое судно. Однако пуляемая им 370-килограммовая 14-дюймовая торпеда оказалась недостаточной, управляемость у «Short S184» была признана отвратительной и даже мощнейший «Short S320» с 18-дюймовой торпедой был признан непроходимым убожеством с неизлечимыми болезнями управления. Зато набивший руку на истребителях «Sopwith» создал приличную торпедоносную «Кукушку» (англ. «Sopwith T.1 Cuckoo»), способную кидаться 500-килограммовой 18-дюймовой торпедой «Mk.IX». (См. Рис. 6) Именно «Кукушки» сразу с 5 ударных самолётоносцев «Аргус», «Фьюриос», «Кампания», «Кураж» и «Глориус» должны были потревожить и так уже мирно забродивших под красными знамёнами немецких моряков в Вильгельмс-Хафене. Затея благополучно провалилась в силу полного к этому времени внутреннего разложения ВМС II-го Прусскаго Рейха. Однако затея не была забыта и к ней обратились даже до нападения на Таранто, как обычно приятно подложив обычную английскую свинью своим сдувшимся подельникам французам, накидав донных мин при Мерс-эль-Кебире, когда для этого были использованы новейшие «Тётя Ася – меч-рыба (Fairey Swordfish)» ещё 03 июля 1940-го года за день до объявления гнойных предъяв джентельменами неджентельменам.

Надо сказать, что неджентельменское поведения для англичан также обыденно, как и разсказы о джентельменском. Так брательника «Бисмарка» «Тирпица» они топили уже чисто по северо-американски, то есть большими-большими бомбами, хотя изначально такой способ борьбы со столь могущественными кораблями противника, как дредноуты, был ими указан как не джентельменский, а колхозный вывод из колхозного потопления «Восточного Фрисланда», по их мнению был уделом, которого достойны разве что «красные шеи» Канзаса и Миссури, но никак не пригодны для круглосуточно и всеширотно хлюпающих овсянкой джентельменов.

В этой части англичан, да и янки, вчистую сделали немцы, которые силами небольшого соединения из 11 самолётов «Dornier Do 217 К-2» III-го крыла 100-го полка Люфтваффе, добившись в 15.37 одного сквозного попадания перед первой башней линкора «Италия (ранее «Витторио Венето»)» 1400-килограммовым управляемым снарядом «Fritz X (Ruhrstahl SD 1400 X)», малость повредили из-за попадания в бронебойного снаряда в небронированную часть борота, из-за чего подрыв произошёл уже вне корабля, но взрыв столь мощного снаряда даже вне корабля привёл к значительным разрушениям обшивки, через которые корабль набрал 800 тонн воды

Перед этим в 15.30 разрыв в 50 метрах от крейсера «Eugenio di Savoia» особых возражений у итальянцев не вызвал, хотя итальянцы указывают на то, что ударной волной обезточило привод рулей на «Италии», что и послужило причиной удачного попадания в 15.37.

Но через 5 минут после «Италии» старший лейтенант Гуго Шметц добился попадания в линкор «Рома» между 5-ой и 6-ой башнями 90 мм. зенитных орудий правого борта с очень большим углом падения, из-за чего «Fritz X (Ruhrstahl SD 1400 X)» пробил линкор насквозь и взорвался под днищем, открыв огромную течь, из-за чего «Рома» начала терять ход. В 15.50 немцы совершенно точно попали в погреба второй башни, и бронебойный взвод «Fritz X (Ruhrstahl SD 1400 X)»,» сработал точно в погребе, взрыв которого привёл к уничтожению башни и передней боевой рубки, после чего «Рома» набрала воды и перевернулась в 16.11 разламываясь пополам записывая один из самых оглушительных успехов за лётчиками Лютфваффе, добившихся при 11 самолётах 3-х попаданий управляемыми снарядами огромной мощности.

Конечно, многим хорошо и прекрасно известно о потоплении в море Сибуян японского дредноута «Мусаси» 24 октября 1944-го года, когда в течении налётов в течении 6 часов янки удалось поразить японца 19-ю торпедами и 17-ю бомбами, что очень и очень много для налёта 108 ударных самолётов «Curtiss SB2C Helldiver» и «Grumman TBF Avenger». Более скромные подсчёты говорят о потопления японского линкора «Ямато» 07 апреля 1945-го года в 1,5 раза меньшим количеством попаданий почти второе большим количеством ударных самолётов. Если разделить на два, то можно получить примерный ответ по «Мусаси». Но самым главным является сравнение по количеству и водоизмещению привлечённых к уничтожения противника американцами кораблей.

Так для уничтожения «Мусаси» выделялись самолёты двух ударных соединений контр-адмирала Шермана TF 38.1 и Богана TF 38.2 из 6 ударных и 1 вспомогательного самолётоносца, водоизмещением в 2,5 раза превышавшим водоизмещения противника с почти 500-ми самолётами на борту. (См. Рис. 7)

Но для уничтожения «Ямато» янки было выделено в 5 раз больше водоизмещения в составе из 8 ударных и 3 лёгких самолётоносцев, ПВО и ПКО соединений которых обезпечивали 6 дредноутов и 2 линейных крейсера в 6 раз превышавших водоизмещение противника. Потопление при 11 кратном преимуществе не позволяет засчитать потопление «Ямато» блестящим предприятием. (См. Рис. 8)

При этом забывается, что предыдущая попытка уничтожить «Ямато», налётом на Куре 19 марта 1945-го года закончилась безтолковым швырянием бомб и торпед, которыми не то что не был потоплен, но даже не был просто прилично повреждён ни один приличный корабль, а «Ямато» смог увернуться. (См. Рис. 9) И всё это произошло несмотря на то, что янки собрали для этого удара столько же сил, сколько было собрано японцами для удара по Жемчужному заливу 07 декабря 1941-го года. Именно подробный отчёт по этому налёту, когда на 158 «Curtiss SB2C Helldiver» и «Grumman TBF Avenger» было выделено для сопровождения 163 истребителя «Hellcats» и «Vought F4U Corsair», дает представление о потоплении «Мусаси», когда на каждый ударный самолёт у янки приходилось примерно по 1 истребителю прикрытия, что примерно соответствует ударной мощи 5 ударных и 1 лёгкого самолётоносца янки. (См. Рис. 10)

В налёте 07 апреля 1945-го года толпа собранных янки самолётов с 11 самолётоносцев была столь велика, что они смогли выпустить менее половины из имевшихся на борту самолётов.

Воевать при таком соотношении сил и не добиваться побед невозможно даже при самом отсталом руководстве. Уж на что совершенно никакая со времён Гражданской войны РККА, и та уверенно начинала наступать на суше уже при соотношении 3 к 1, пусть и совершенно отвратительно ВМС РККА были неспособны задавить противника при 5 к 1, как было при боданиях «Петропавловска» и «Гангута» с «Вяйнемяйненом» и «Ильмариненом», тем не менее при 11 к 1 даже для от руководимых кочегаром и подручным врача ВМС РККА можно было ожидать столь же оглушительных успехов, которые были показаны ВВС ВМС РККА при потоплении немецкого броненосца ПВО «Ниобе», когда всё было решено в самом начале одним единственным, но так и оставшимся ненаграждённым попаданием, вслед за которым летевшие следом сыпали уже куда глаза не глядя, но добивались попаданий по правилу больших чисел, что уж что-то но должно было попасть.

Правило «больших чисел» действовало и в отношении янки, при этом изучение итогов попаданий янки вовсе не приводит к выводам о росте их умения к концу Японо-Северо-Американской войны 1941-1945 гг., когда огромное вроде был количество попаданий, тем не менее, было связано с огромным числом самолётов в вылете. Так самый первый японский самолётонсец «Сёхо» при 11.000 тонн водоизмещения и очень скромных размерах получил 7 торпедных, 13 прямых бомбовых попаданий и 4 близких разрыва, при налёте 22 торпедоносцев «Douglas TBD Devastator» и 53 бомбовозов «Douglas SBD Dauntless», прикрываемых 18-ю истребителями «Grumman F4F Wildcats». Японцам конечно удалось потопить почти 50.000 тонный USS «Lexington » (CV-2), но именно недобитый ими новейший 26.000 тонный USS «Yorktown» (CV-5), а точнее лётчики с него нанесут тот самый решающий удар по японскому самолётоносному соединению при Островах Середины пути (Мидуэй) (См. Рис. 11), до которого всё качалось просто на волоске и который был сорван северо-американскими лётчиками с довоенной подготовкой. Далее никакой боевой опыт не позволили северо-американским палубным лётчикам военного времени повторить достижения лётчиков с довоенной подготовкой. При этом этому не помогало ни совершенствование самолётов, ни совершенствование средств наведения, управления. Поражения, чему соответствовало только увеличение стоимости. Причём если война в воздухе становилась из дорогой в очень дорогую, то война на море накладывала и рост стоимости носителей.

Если первые английские самолётоносцы стоили около 3 млн. £ при 30.000 тонн водоизмещения, то пусть даже вдвое более громоздкая HMS «Queen Elizabeth» (R 08) стоит уже в 1000 раз больше – 3 млрд. £.

Тоже самое обстоит с янки. Так если самый всё-таки первый северо-американский самолётоносец USS «Langley» (CV-1) при 20.000 тонн полного водоизмещения обошёлся в 1 млн. 722 тыс. 104 доллара и 16 центов, то намеченный на 2022-ой год USS «Gerald R. Ford» (CVN-79) при 100.000 тонн буде стоить уже 12,8 млрд. $. Таких кораблей янки считают необходимым иметь для обеспечения мирового господства на море не менее 15, при не менее чем 12 в строю, из которых один USS «Ronald Reagan » (CVN-76) находится поближе к Китаю, который сам занялся строительством самолётоносцев. При этом по состоянию на 1995-ый год он обошёлся всего в 4,5 млрд. $, что уже невозможно представить по отношению к стоимости сегодняшних кораблей.

Тоже самое происходило с дредноутами, так если HMS «Dreadnought» при 21.060 тонн обошёлся в 1,785,683 £, по 85 £ за тонну, то уже через 35 лет последний английский дредноут HMS «Vanguard» при 52.250 тонн обошёлся в 11,530,503 £, то есть по 220 £ за тонну, при этом досягаемость залпа возросла с 20 вёрст до 40, пусть даже и при вдвое большем весе. Самолёты, да в частности вышеупомянутые «Кукушки» стали таскать такие же по весу снаряды на многократно гораздо большие разстояния уже к концу Великой, ныне Первой мировой войны. Прекрасный Бой в Атлантике 27 мая 1941-го года, как и сражение при мысе Матапан 27-29 марта 1941-го года было выиграно во многом благодаря прекрасным самолётам «Тётя Ася – Меч-рыба (Fairey Swordfish)» и один на один им просто не представлялось возможности встретиться, кроме как в Проливе Железного дна при Гуадалканале 13-15 ноября 1942-го года и в Проливе Суригао 25 октября 1944-го года, где, впрочем, встреча произошла между линейными крейсерами и их наследниками с полноценными линкорами, что малость смазывает сравнение. (См. Рис. 12)

Дредноуты погубили стремительно растущая стоимость их строительства и обслуживания, точно также как сейчас это губит строительство самолётоносных кораблей. Но время дредноутов вовсе не закончилось Второй мировой войной. Они ещё отмечались в Корейской, Суэцкой, Вьетнамских, и даже в Перовой войне в заливе.

Особенным образом представляется вывод о том, что представить какое-то количество держав, которые могут собрать в одном месте такое огромное количество самолётоносцев для поражения одного единственного вражеского корабля на сегодняшний день и на ближайшее десятилетие невозможно по отношению ни к кому, кроме как к США. Даже Китай со всеми успехами в своём развитии в ближайшее десятилетие со всеми усилиями не сможет приблизиться до того, чтобы забить даже одинокого «Рейгана», так как подняться с «003» выше «Ульяновска» КНР даже с намеченным к строительству 110.000 тонным «004» пока не по силам, что вынуждает совершенствоваться в Богах войны, совершенствуя береговую оборону, прямую наследницу очень и очень больших орудий, которые себя ещё ого-го как показывали после Второй мировой войны, по мере сил отрабатывая вложения ещё более полувека, к чему нам также упорно хотелось приблизиться. О чём будет в Третьей части повествования…

Fig. 1. 1945.04.07 14.23 Explosion of the battleship IJN “Yamato” (大和).

Fig. 2. 1944.10.24 15.25 Cuirassé IJN «Musashi» (武蔵) attaqué par la TF38, dans les eaux resserrées de la mer de Sibuyan.

Fig. 3. 1943.09 Battleship RN “Roma” before way to Malta (46.215 t. 128.000 hp. 30 kn. 3x3 381 mm 12x152,4 mm 4x120 mm 12x90 mm 20x37 mm belt 350 mm deck 150 mm).

Fig. 4. 1943.09.09 Affondamento corazzata RN “Roma”.

Fig. 5. 1921.07.20 13.30 Bombing tests which sank SMS “Ostfriesland” (1909) bombed by Mitchells team, 600 lb bomb exploding near bow.

Fig. 6. 1918 “Sopwith T.1 Cuckoo” with 18 inch Mk.IX torpedo.

Fig. 7. 1944.10.24 Operation «Sho-1» («Victory-1») the last voyage of the battleship IJN «Musasi» (武蔵) vs. 6 US aircraft carrier 188730 ton.

Fig. 8. 1945.04.07 Operation «Ten-Go» the last voyage of the battleship IJN «Yamato» (大和) vs. 11 US aircraft carrier & 8 battleship 309.391+390.625 ton.

Fig. 9. 1945.03.19 Japan near Kure IJN “Yamato” (大和) under wave air attack from USS «Enterprise» (CV-6), «Yorktown» (CV-10), «Intrepid» (CV-11) (212530 ton).

Fig. 10. 1945.03.19 Kure raid - 6 US aircraft carrier“Enterprise”, “Yorktown”, “Intrepid”, “Bunker Hill”, “Wasp”, “Franklin”, 212530 ton.

Fig. 11. 1942.06.05-07 Bataille de Midway (jp. ミッドウェー海戦, Middowei kaisen).

Fig. 12. 1944.10.25 Battle of Surigao Strait 6 USA battleship vs. 2 IJN battleship “Fuso” & “Jamasiro”.