Найти тему
Энергия+

Как газ стал жидким и завоевал мир: 3-я часть

Ранее мы рассказывали о том, как появилась идея сжижать углеводородные газы путем компрессии, а также как СУГ-индустрия начала развиваться в России.

Делимся с вами очередной порцией истории!

Инициатива инженера Белла

2 августа 1928 г. Политбюро ЦК ВКП(б) дало старт массовой кампании по привлечению иностранцев на советскую службу. А 25 августа начальник Главгортопа ВСНХ А.П. Чубаров и старший директор нефтяной промышленности И.Н. Стрижов, вернувшийся из командировки в США, сообщали начальнику треста «Грознефть»: «Главгортоп считает крайне желательным организовать Научно-техническую консультацию и Техническую помощь со стороны выдающихся американских специалистов, в особенности в области нефтеперегонного дела. <…> Нам было приятно узнать, что такие серьезные научно-технические конторы и консультационные бюро, как контора д-ра Литтль в Бостоне, Техническая контора инж. Белл в Питтсбурге и Нью-Йорке и Техническая контора д-ра Бурреля в Питтсбурге, выразили согласие работать для нас. <…> было бы крайне желательно отнестись к этому вопросу с самым большим вниманием, постараться обеспечить консультацию упомянутых трех фирм или двух из них, как в деле проектирования новых нефтеперегонных заводов, газовых и газолиновых установок, так и в области улучшения существующего производства, <…> решения различных вопросов переработки нефти и газа и т.д.».

Контракт на консультацию и проектирование был подписан и с Гарольдом Беллом, который в конце 1929 г. посетил СССР и в начале 1930 г. подготовил свое первое заключение о состоянии нефтепереработки. В течение года к нему в Нью-Йорк из Советского Союза направлялись на экспертизу различные проекты, в частности от него просили дать схему переработки сернистой нефти, открытой за полгода до его приезда в Пермском крае, по его проекту в СССР стали строить кубы для получения нефтяного кокса. Г.С. Белл устраивал для советских командированных посещение американских заводов.

Создание СУГ-индустрии (сжиженных углеводородных газов, СУГ) – инициатива самого Белла, который ясно видел, что даже в условиях «Великой депрессии» эта отрасль уверенно росла. Благодаря большим емкостям для железнодорожной перевозки, запатентованным в 1927 г. компанией «Филлипс Петролеум», и хранения больших объемов сжиженных газов, отрасль вышла за рамки локального бизнеса, охватила всю страну и имела все шансы стать экспортно-ориентированной, поскольку СУГ служили хорошим «разбавителем» для газа городских газовых заводов, распространенных в Европе. Компания «Скелли Ойл Компани» впервые выпустила сжиженные крекинг-газы, что значительно увеличило предложение на рынке.

22 января 1931 г. представитель всесоюзного объединения «Союзнефть» в США Арсений Санталов получил письмо. «Настоящим представляем Вам в общих чертах одно дело, для которого, по нашему мнению, в СССР имеются большие возможности, - писал Гарольд Белл. - Это дело мы впервые представили Вам 25 января 1930 г. <…> С тех пор дело до такой степени развилось, что мы можем спокойно оставить в стороне вопрос о патентах и готовы предложить Вам непосредственно техническую помощь. <…> Далее мы хотели бы работать с Вами, имея в виду перспективы экспорта на европейские рынки. Мы считаем возможным быстрое развитие этой отрасли работы».

Г.С. Беллом был подготовлен небольшой, восьмистраничный документ «Проект производства сжиженного газа в СССР». «Данный проект, - писал он, - касается основания в СССР новой промышленности, в которой можно будет использовать пропадавшие до сего времени, как при добыче, так и при перегонке, отходящие продукты и освободить для экспорта соответствующих количеств керосина, топлива и газойля».

Тут же прилагалась технологическая схема. «Продукт, наиболее подходящий для этого применения, это смесь бутана и пропана с возможной малой примесью этана», - писал Белл. По его расчетам стоимость установки мощностью 15 тыс. гал./сут., или 4,5 млн. гал./год должна была составить 40 тыс. долл., включая резервуарную емкость. Такая установка позволяла, по мнению автора, обеспечить газом до 34 тыс. домашних хозяйств. «Ввиду того, что Грозный находится в стороне от других промышленных центров, большую часть продукта придется перевозить по железной дороге к месту потребления, - писал Белл. - Для средних условий мы находим достаточным 20 вагонов-цистерн емкостью в 10.000 галлонов, стоимостью 6.300 долларов каждая». Его смета выглядела так: 40 тыс. долл. – установка, 126 тыс. – 20 вагонов-цистерн, 80 тыс. – 4 склада, итого весь первоначальный проект – 246 тыс. долл.

Документ закачивался разделом «Экспортные возможности», который обозначал главную цель проекта. «У нас есть связи с фирмой в Малой Азии, которая очень заинтересована в развитии производства по жидкому газу, констатируя, что там имеется обширный рынок, но нуждается в определенном источнике снабжения», - писал Белл. Далее он указывал на средиземноморские порты. «Эти порты слишком далеки от САСШ и не могут позволить себе снабжаться оттуда <…> У Вас же будет небольшой пробег, а имея собственные танкеры, Вы можете не считаться с этими правилами». Заканчивался документ следующими словами: «Мы твердо уверены, что нация, которая первая продвинет этот продукт в Европу, будет иметь длительный коммерческий успех».

«В общем, мы находим возможным заинтересовать в этом американский капитал, - писал Белл. - Мы считаем, что при частичной поддержке мы могли бы организовать в различных европейских странах общества по торговле и снабжению этим видом топлива. Было бы выгодно заинтересовать местную публику вложением части капитала.

Эти общества закупали бы у Вас это топливо оптом на склад и занимались бы его распределением. Вопрос о перевозке из СССР в европейские порты является частью проблемы, которую нам придется проработать».

Казалось бы, перспективы многообещающие и начало новой эры в советской нефтепереработке не за горами. Но все оказалось не так просто...

О том, как политика в очередной раз вмешалась в экономику, читайте в следующей статье.

Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

Ранее мы рассказывали:

Как революция 1917 года привела к поджогам российских нефтяных промыслов
Основатель нефтяной промышленности России: что известно о брате учредителя Нобелевской премии

Другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

Автор: Юрий Евдошенко