Проекты КИМов ЕГЭ и ОГЭ
Проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году, уже опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Во всех учебных предметах, кроме информатики (была переведена в компьютерный формат в 2021 году), произошли изменения структуры КИМ, включены новые модели заданий на применение предметных знаний. Об этом расскажем ниже.
Поясним, что опубликованные материалы являются основой для составления экзаменационных материалов ЕГЭ в новом учебном году. Они еще будут проходить процедуру общественно-профессионального обсуждения. Вопросы и предложения можно направлять на адрес fipi@fipi.ru до 30 сентября 2021 года.
С помощью данных материалов можно составить представление о том, что ждет участников на экзаменах в новом учебном году.
Прежде всего, рекомендуется ознакомиться с демоверсиями КИМов по предметам этого года. Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа.
Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.
Добавим, что изменения в КИМ ОГЭ 2022 года относительно КИМ ОГЭ 2021 года отсутствуют.
Что уже изменилось в заданиях 2022 года
Изменений в ЕГЭ-2022 года немало. Пройдемся по предметам.
В ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели.
В профильной математике больше нет заданий для простого набора баллов. Все задания в ЕГЭ потребуют более высокого уровня математической компетенции, которая формируется на уроках алгебры и геометрии.
Из экзаменационной работы по истории исключено сочинение, зато добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей. Вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне, включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками о войне. Пожалуй, задание 19 будет наиболее сложным, поскольку оно соединило в себе два слабых места выпускников: аргументацию и элементы всеобщей истории. Также трудности могут возникнуть с заданием 4, предполагающим наличие хороших знаний по географии.
В обществознании убрали дублирующие друг друга задания, при этом появились новые, требующие умения аргументировать.
Нужно отметить, что время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.
Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющих умения определять и находить информацию, недостающую для решения задачи и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
ЕГЭ по литературе шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов. Кроме того, теперь сочинение оценивается с точки зрения русского языка. Ранее проверялись только речевые нормы, но теперь и будет важна грамматика.
Наконец, в иностранных языках упор будет делаться на проверку языковых компетенций, которые будут реально применятся в жизни.
Методические рекомендации для учителей
Рекомендации сделаны на основе анализа результатов ЕГЭ-2021. Их публикует Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
Здесь приведен анализ результатов ЕГЭ 2021 года, в том числе типичных ошибок участников ЕГЭ с разными уровнями подготовки. Также в методические рекомендации включены разъяснения планируемых изменений в КИМах ЕГЭ 2022 года.
К настоящему моменту уже опубликованы методические рекомендации по физике, химии и обществознанию. В течение сентября появятся методические рекомендации по остальным предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ. Ознакомиться с ними можно в разделе «Аналитические и методические материалы».
Что ждет 100-балльников
Сопредседатель центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева предложила публиковать «карту распределения» по вузам абитуриентов, получивших 100 баллов за ЕГЭ. По ее мнению, это поможет избежать необоснованного давления на выпускников-отличников и реально оценивать ситуацию с результатами ЕГЭ.
Шмелева отметила, что в обществе появляются сомнения относительно честности результатов. «Нельзя допустить, чтобы это бросало тень на ребят, которые своим трудом заслужили высокий результат», - заявила она.
Кроме того, планируется решать вопрос концентрации выпускников с высокими баллами по ЕГЭ в небольшом количестве вузов. Как именно это будут делать, покажет время.