Найти в Дзене

Россия. XXI век. Багаевский гидроузел

Цифры и факты Багаевский гидроузел (БГУ) – строящийся низконапорный гидроузел на реке Дон в Ростовской области. Строительство БГУ началось 23 апреля 2018 года и должно быть завершено в декабре 2024 года. Заказчик-застройщик – ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Генеральный проектировщик – АО «Акватик». Генеральный подрядчик – АО «Стройтрансгаз». Назначение и расположение объекта Багаевский гидроузел создаст безопасные условия судоходства и требуемые габариты водного пути 4,0-80-500 м для беспрепятственного сквозного прохода судов по Нижнему Дону в течение всего навигационного периода. Объект расположен около хутора Арпачин Манычского сельского поселения Багаевского района Ростовской области на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы Европейской части России. Планируемые сроки и стоимость строительства Планируемые сроки строительства – 2017-2024 годы. Стоимость строите
Оглавление

Цифры и факты

Багаевский гидроузел (БГУ) – строящийся низконапорный гидроузел на реке Дон в Ростовской области. Строительство БГУ началось 23 апреля 2018 года и должно быть завершено в декабре 2024 года.

Заказчик-застройщик – ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Генеральный проектировщик – АО «Акватик». Генеральный подрядчик – АО «Стройтрансгаз».

-2

Назначение и расположение объекта

Багаевский гидроузел создаст безопасные условия судоходства и требуемые габариты водного пути 4,0-80-500 м для беспрепятственного сквозного прохода судов по Нижнему Дону в течение всего навигационного периода. Объект расположен около хутора Арпачин Манычского сельского поселения Багаевского района Ростовской области на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы Европейской части России.

-3

Планируемые сроки и стоимость строительства

Планируемые сроки строительства – 2017-2024 годы. Стоимость строительства – 29 млрд рублей.

-4

Объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения

  • Административно-бытовое здание
  • Ремонтно-механическая мастерская
  • Гараж
  • Здание охраны
  • Склады
  • Навес для автотранспорта
  • Защитное сооружение ГО
-5

Посёлок эксплуатационников

Посёлок на 32 семьи. Посёлок эксплуатационников располагается на левом берегу реки Дон, на территории станицы Манычской.

Судоходный шлюз

Функциональное назначение судоходного шлюза – обеспечение возможности пропуска судов через створ гидроузла. Судоходный шлюз двухниточный однокамерный с полезными габаритами камер 155,0 х 18,0 м. Ширина подходных каналов – 100 м.

Центральный пункт управления

Проектом предусмотрено создание автоматизированной системы управления технологическими процессами на основе резервируемых аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих безаварийное функционирование сооружений гидроузла даже в случае отказа любого из элементов оборудования.

-6

Рыбопропускной шлюз

Длина – 118 м. Ширина – 10 м. Количество переводов рыб из нижнего бьефа в верхний – до 24 циклов в сутки.

Рыбоходно-нерестовый канал

Протяжённость – 5350 м. Общая площадь искусственных нерестилищ – 62 Га. Рыбоходно-нерестовый канал меандрирующей (извилистой) формы обеспечивает эффективную миграцию различного видового состава рыб через створ гидроузла, а также нерест рыбы в тракте и в дополнительных искусственных нерестилищах.

-7

Водосбросная плотина

12 пролётов по 20 м. Расчётный 1% паводок 13200 куб. м/с. Маневрирование затворами в 6 пролётах осуществляется при помощи автоматических приводных механизмов, в остальных 6 пролётах – при помощи крана.

Грунтовая плотина

Длина – 558 м. Ширина по гребню – 8 м. Отметка гребня – 8.8 мБс.

-8

Водоспуск в теле грунтовой плотины

2 пролёта по 20 м.

Экономический эффект от реализации проекта

  • ликвидация потерь провозной способности крупнотоннажного флота при загрузке на полную осадку;
  • рост грузопотоков за счёт повышения конкурентоспособности водного маршрута при снятии инфраструктурных ограничений;
  • стимулирование судовладельцев к обновлению транспортного флота при сбалансированности интересов государства и бизнеса.

Исследование перспективных грузопотоков, тяготеющих к Азово-Донскому и Волго-Донскому бассейнам водных путей, показывает, что потенциальный консолидированный объём грузопотоков в створе Багаевского гидроузла составит в 2030 году: по базовому сценарию – 18 млн тонн, по целевому сценарию – 25,6 млн тонн. Чистый дисконтированный доход (при расчёте общественной эффективности проекта) – 47,4 млрд рублей, срок окупаемости – 7 лет. Чистый дисконтированный доход бюджета (при строительстве низконапорного гидроузла) – 2,8 млн рублей, срок окупаемости – 15 лет. Чистый дисконтированный доход проекта (отражает коммерческую эффективность строительства гидроузла для судоходных компаний) – 3,7 млрд рублей, при использовании лизинговой схемы строительства судов – 5,6 млрд рублей.