«Адмирал Нахимов» был гордостью советского пассажирского флота – лучшим по всем показателям. Красавец. Первый его капитан, Николай Соболев, увидев внутренне убранство круизного лайнера, влюбился в него сразу и навсегда. Соболев говорил, что внутри пароход был похож на музей – все сияло и вызывало восторг.
Лайнер ушел на дно за восемь минут после того, как получил удар в правый бок от мощного сухогруза, капитан которого любил рискованные маневры… На дне моря пароход лежит до сих пор, хотя прошло уже 35 лет с момента трагедии. Погибло 423 человека.
Сразу после катастрофы западная пресса назвала «Адмирала Нахимова» советским «Титаником». Только тот тонул 2 часа 40 минут, а наш ушел под воду за 8 минут. Стюардесса намеревалась открыть каюты с запертыми внутри детьми, но стеллаж с запасными ключами упал и разбился. Она даже не успела их собрать.
Все произошло за полчаса до полуночи - родители уложили детей спать и ушли веселиться на верхние палубы. А первые минуты, бесценные для спасения минуты, были потеряны, так как капитан лайнера тянул с объявлением тревоги и не давал сигнал к эвакуации. Якобы хотел вывести пароход на мель. На спасение оставались и вовсе мгновения.
Выжившие сообщали, что когда на лайнере началась паника, она была страшной во всем – в желании спастись, люди дрались за жилеты, за круги, за все, что в воде могло удержать на плаву.
Трагедия произошла в море, в 13 км от Новороссийска, в Цемесской бухте, в 23:20. «Адмирал Нахимов» должен был разойтись с сухогрузом «Петр Васёв» на безопасном расстоянии. Теплоход вышел из порта Новороссийска в 22:00.
Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз по принципу, что всегда пропускает корабль слева. Но вмешался диспетчер, предложивший капитану сухогруза пропустить круизный лайнер – мол, дети спят, поздно уже.
Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко согласился. Вот только он не стал ждать, когда пароход пройдет – по его расчетам они и так должны были разойтись, не зацепив друг друга. Но по стечению роковых обстоятельств и грубых ошибок капитанов, все закончилось страшной трагедией. Один не выполнил обещание, а второй – Вадим Марков с «Нахимова», покинул мостик и ушел в каюту, хотя в подобной ситуации (при сближении с другим судном) должен был сам вести лайнер, а он передал управление своему помощнику Александру Чудновскому.
Чудновский знал о договоренности с сухогрузом, что тот их пропускает. Но когда увидел опасное сближение, повернул пароход влево. Это было практически преступное нарушение инструкции. Через несколько минут он еще раз изменил курс.
Позже было установлено, что удержи Чудновский лайнер на той линии, что была задана капитаном, такого страшного столкновения бы не было. Да, близость была бы опасной, но корабли смогли бы разминуться.
А капитан сухогруза Виктор Ткаченко вез ячмень из канадского города Бе-Комо и торопился побыстрее зайти в порт. Судно шло со скоростью 12,5 узлов.
Я уже отмечала, что пропустить теплоход он согласился, но как шел к Новороссийску, так и шел. За обстановкой на воде он следил, используя САРП (средство автоматической радиолокационной прокладки), а оно давало показания пусть с небольшим, но опозданием. Ткаченко ждал «красивого расхождения», как выразился сам, с круизным лайнером. Смотри он не в САРП, а в бинокль, все сложилось бы иначе.
По отзывам тех, кто его знал, Ткаченко был профессионалом своего дела. Старый морской волк. Но он любил опасные точные маневры, от которых у его коллег порой от ужаса волосы «вставали дыбом».
«Адмирал Нахимов» имел длину 174,3 м, ширину - 21,02 м). «Петр Васёв» был мощнее – его длина составляла 184 м, ширина – 28 м. К тому же, трюм сухогруза был забит - судно везло 28 тысяч тонн ячменя.
Сухогруз пропорол с правой стороны лайнера пробоину в 84 квадратных метра. Она дошла от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, емкости с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм. Пароход стал заваливаться на правый бок.
Через четыре минуты после столкновения крен составлял уже 45 градусов. Через открытые иллюминаторы в каютах вода стала заполнять теплоход еще быстрее. Из топливных баков в воду, где уже барахтались сотни людей, пытаясь удержаться на плаву, потек мазут. Пассажиры попали в масляную пленку, которая сковывала движения. Возгорания топлива не произошло лишь чудом.
В узких коридорах лайнера началась давка – свет вырубило, и куда бежать, было совершенно не ясно. Как раз в одном из таких коридоров и погибла стюардесса Вера Федорчук – та, которая хотела выпустить детей из запертых кают.
Позже следователь из генпрокуратуры, что вел дело, отметил, что трагедии бы не произошло, если бы сработал хоть один из трех роковых факторов. Ткаченко пропустил бы судно, Марков остался бы на рабочем месте, а Чудновский не сменил бы курс. В ту ночь все три фактора были против пассажиров «Адмирала Нахимова».
Оба капитана были признаны виновными по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Им дали по 15 лет заключения – максимальный срок по статье.
Суд состоялся в марте 1987 года в Одессе. Через четыре года перестал существовать Советский Союз. А в 1992 году президенты двух государств - Борис Ельцин России и Леонид Кравчук Украины - приняли совместное решение помиловать капитанов. Вадим Марков отбывал наказание в России, а Виктор Ткаченко - на Украине.
Вадим Марков снова устроился на работу в Черноморское пароходство, где обучал капитанскому делу курсантов. В 2007 году он скончался от рака.
Капитан сухогруза, протаранившего советский «Титаник», сбежал в Израиль, но и там ему пришлось прятаться от родственников погибших на круизном лайнере. Он сменил фамилию на Тальор.
На Земле обетованной он водил частную яхту. В сентябре 2003 года в один из рейсов, несмотря на угрозу шторма, бывший капитан сухогруза вывел судно в море... Спустя сутки тело Тальора, двух его помощников и разбившуюся о скалы яхту береговой патруль обнаружил у побережья Канады.
Благодарю, что дочитали. Подписывайтесь на канал «Истинные ценности» и заходите почаще.
Да, я знаю, разумеется, что сегодня также день гибели принцессы Дианы. А завтра будет годовщина со дня захвата школы в Беслане… Про Диану и так все сегодня напишут. А Беслан… Я не буду об этом писать. Изучать материалы, смотреть фотографии, снова переживать тот ужас и боль. Желающие смогут почитать у других. Вот только зачем… Мы и так все знаем и помним.
Еще раз благодарю. Оставайтесь на канале «Истинные ценности».