Клычников Ю.Ю.
У селения Ачхой-Мартан (Чеченская Республика) археологами были изучены многочисленные подкурганные захоронения, относящиеся к разным эпохам и культурам. Среди них был и курган №1 могильника «Орджоникидзевский», который содержал девять захоронений, интерпретируемых как ямные. Судя по всему, это была братская могила, в которой нашли упокоение воины, погибшие в одном сражении. Все они были похоронены либо на спине с подогнутыми коленями вверх ногами, либо скорченно на левом боку, головой на восток. Погребальный инвентарь был скудным, а в ряде погребений его не было вовсе. Среди находок, подтверждающих ямное происхождение этих захоронений, следует назвать маленькие костяные молоточковидные булавки, характерные для этой культуры. Бросается в глаза поспешность, с которой возводились эти захоронения. Погребаемого укладывали в могилу, заваливали слоем булыжника в 20-30 см, а следом укладывали новое тело. Классические ямные захоронения выглядят иначе. Это одиночные, парные (мужчина и женщина), реже коллективные захоронения (мужчина, женщина, дети, размещённые в одной яме). Они находились на специальной многослойной подстилке, во время обряда использовалась охра, присутствовал погребальный инвентарь. Ничего подобного в описываемом захоронении не было. Более того, многие скелеты имели следы увечья (отсутствие у некоторых погребённых черепов, фрагментов рук и ног, рассечённые кости).
В этом же кургане были обнаружены захоронения, относящиеся к куро-аракской культуре. Одно из них содержало находку майкопского сосуда, что свидетельствует об имеющихся контактах майкопских и куроаракских племен.
Выдающимся памятником собственно майкопской культуры наряду с курганом Ошад являются гробницы, обнаруженные в 5 км к северу от станицы Новосвободной в Майкопском районе Республики Адыгеи, по левому берегу реки Фарс. Это подкурганные двухкамерные дольменообразные гробницы. Они были сложены из массивных каменных плит с двускатной или плоской крышей. Пол в камерах состоял из каменных плит или был земляным. Погребённые располагались скорченно на боку и посыпались красной краской. Инвентарь отличался разнообразием: серьги и булавки из золота и серебра, долота, топоры-тесла, ножи-кинжальчики, вилообразные орудия с загнутыми на конце крюками, котлы из листовой меди, медные чаши, различные керамические изделия, точильные бруски и т. п. Редкой удачей стали остатки одежды, обнаруженные в одном из погребений. Это была верхняя одежда из чёрного меха, напоминающая шубу шерстью наружу. Под ней была одежда из тонкой шерстяной ткани желтоватого цвета, украшенная чёрным узором из клеток и полос. Нательное белье было изготовлено из холщовой ткани, выкрашенной в пурпурный цвет и покрытой красными нитями в виде кистей. Уникальными находками считаются бронзовый обоюдоострый меч 63,5 см длиной и роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской: лук, колчан и щит и бегущие лошади.
Недалеко от селения Верхний Кобан (Республика Северная Осетия-Алания) были исследованы несколько могильников, относящихся к куро-аракской культуре (Нижнекобанский, Загли Барзонд - I, Загли Барзонд - II). Как правило, это были захоронения, совершённые в каменной гробнице, углублённой в материк. В древности верхняя часть гробницы с покровной плитой выступала над дневной поверхностью и была покрыта дёрном. Дно захоронения вымащивалось галькой и обмазывалось глиной или выстилалось каменными плитами. В захоронениях обнаружены образцы керамики, костяные подвески- амулеты, бусы, бронзовые булавки, пружинные браслеты.
Различные типы дольменов были обнаружены на Черноморском побережье Кавказа (Лазаревское, Красная Поляна, Чемитоквадже, Медовеевка и др.). Чаще всего они состояли из четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, и пятой плиты, служившей крышей. Нередко встречается и каменный пол из одной или нескольких плит. Фасадная стена дольмена была больше задней стены, и от этого сооружение имело трапециевидный план. Боковые плиты и крыша выступали за фасадную стену и образовывали портал. В передней части дольмена располагалось отверстие, закрывавшееся массивной каменной пробкой. Исключением можно считать дольмен на реке Цуквадже, где отверстие было и в задней плите. Дольмен у Медовеевки был скрыт под земляной насыпью.
Перед дольменами находилась площадка, служившая для совершения ритуальных обрядов. Иногда, как например, в Лазаревском дольмене, площадку окружали поставленными на ребро плитами.
Известны и дольмены-монолиты, высеченные в скале (на реке Годлик, недалеко от Чемитоквадже), составные дольмены из 2-3 ярусов тщательно подогнанных плит (Лазаревское).
Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.