27 августа 1700 года во время первого военного похода на Нарву в Твери остановился Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) – государственный деятель, реформатор, последний Царь Всея Руси (с 1682), Первый Император Всероссийский (с 1721). Наряду с достоверными источниками сохранились и сведения о пребывании Петра I в Твери в двух текстах: известного археолога, историка Диомида Карманова и осевших в народной молве преданий представительницы тверского купеческого рода «старушки» Светогоровой. Однако все они имеют разночтения в датах.
Петр Великий неоднократно проезжал по Тверской земле. Еще юношей во время своих «потешных походов» посещал Троицкий Калязинский монастырь. В 1697 году, следуя с Великим посольством, проследовал через Городню, Тверь, Торжок, Вышний Волочек и Бологовские земли по пути в Европу, о чем свидетельствует «Юрналъ 205 года» в записях за март-месяц 1697 года из собрания Походных и путевых журналов императора Петра I 1695-1708 гг., вышедших в Санкт-Петербурге в типографии Департамента уделов в период с 1726 по [1855] гг.
В 11 день. Приехали по утру в село Архангельское и тут кушали; поехали в путь и проехали реку Волгу и село Городецкое и ночевать приехали в город Тверь. День был красен с небольшим ветром.
В 12 день. День стояли в Твери и был снег с полудня; и с вечера пошли в путь и всю дорогу был снег. По утру приехали в город Торжок.
В 13 день. День стояли в Торжку. День был тих и был снег, и с вечера пошли в путь во всю ночь, и ночь такоже.
В 14 день. По утру приехали в Вышний Волочек и стояли весь день; и с вечера пошли в путь во всю ночь и прибыли в село Коломну и село Хатилово, да деревню Березовую, да деревню Куженкино, две речки Березу и Гидерку. День был тих и ночь такоже.
В 1770 году во время первого похода на Нарву, обогнав полки на привале в Завидово, прибыл в Тверь на день раньше — 27 августа и пробыл здесь, согласно документальному источнику, видимо, сутки.
В 25 день. В вечеру пришли в город Клин, переменили лошадей и ночевали.
В 26 день. По утру пошли; в полдни пришли к селу Завидову и тут стояли три часа, и после того шли во всю ночь.
В 27 день. Перед вечером приехал в город Тверь, отъехали 50 верст. И от сели Капитан изволил всю ночь ехать, а полки стояли.
В 28 день. По утру приехал в город Торжок; здесь переменили лошадей, поехали. В полдни приехал к деревне Бутове и здесь стояли три часа; отъехали 70 верст. В ночи приехал на Вышний Волочек; переменя лошадей, поехали.
Однако, «Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира» (СПб, 1700-1702) из цифрового собрания Президентской библиотеки опускает данные сведения, оставляя во внимании читателя лишь сведения о начале военного похода 22 августа (из Москвы) и прибытии Петра Великого в Новгород 30 августа:
По мнению русского писателя, педагога, археолога и краеведа, заместителя председателя Тверской ученой архивной комиссии, хранителя Тверского музея Владимира Ивановича Колосова (1854-1919), который ссылаясь «Историю царствования Петра Великого» (СПб, 1858-1863. Том IV, ч. 1: Битва под Нарвою и начало побед. 1863) русского историка, археографа, педагога, профессора русской истории Санкт-Петербургского университета Николая Герасимовича Устрялова (1805-1870), возможно, именно возведение переправы и являлось целью поездки Петра I впереди армии и прибытию его в Тверь, по крайней мере, сутками-двумя ранее — 25-26-го числа, и отбытию вечером 27-го.
«Петр, приняв звание Капитана бомбардирской роты, шел с Преображенским полком до Твери. Здесь, 26-го августа ночью, от присланного Августом II капитана он узнал, что король Шведский со 18.000 войска скоро будет в Лифляндии, в Пернау. <…> Оставив войско, ночью выехал он из Твери в Торжок…»
К своим словам, Н.Г. Устрялов, опираясь на «Юрналъ 205 года», помещает в Приложение I.4. и текст письма Петра Великого к Головину, писанное им из Твери ночью 26-го августа.
Очевидно, что ни Поденная записка, ни хроника Походных и путевых журналов, ни «История царствования Петра Великого» Н.Г. Устрялова не дает читателю представлений о наведении по распоряжению Государя наплавного моста на барках для переправы через Волгу, о котором свидетельствует Д.И. Карманов в «Собрании сочинений, относящихся к истории Тверского края» (Тверь, 1893):
«В 1700 году Его Величество Петр Великий во время первого похода в Нарву построить изволил чрез Волгу мост в своем присутствии через три часа, на лодках, что называют «романовки», ибо балок тогда еще не было».
В связи с тем, В.И. Колосов в своем сочинении «Петр Великий в Твери» (Тверь, 18) отмечает, что:
«…постройка моста при полном почти отсутствии всех необходимых принадлежностей для этого, сильно поразила Тверичей и твердо засела в их памяти, так что Карманов, писавший об этом спустя более 60 лет после, мог с полной точностью указать нам время и способ постройки этого моста. Да и было чем поразиться и что запомнить — мост этот, действительно, был построен с чисто Петровской быстротой и сообразительностью».
Этот рассказ-легенду мы находим в рассказах «старушки» Светогоровой, которая по этому поводу говорит:
Не оставил без внимания тему «Петровского моста» известный тверской краевед Александр Дмитриевич Виноградов. Александр Дмитриевич создал галерею исторических картин-реконструкций древней Твери, в соавторстве с супругой Екатериной Александровной Виноградовой издал ряд книг посвященных истории нашего города. На протяжении многих лет супруги Виноградовы изучали сохранившиеся храмы и гражданские постройки, а также оборонительные сооружения старинных русских городов, привлекали писцовые материалы, рисунки иностранных путешественников, старинные планы, исследования ученых и краеведов, касающиеся интересующих их тем. Не исключением стала и быль о строительстве наплавного моста через Волгу в 1700 году, изложенная в книге «Тверь: легенды и были» (1992).
«Петровский» мост на плаштоках в Твери упоминается и в Военно-статистическом обозрении, вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в типографии Генерального штаба в 1848 году:
«В самом городе шоссе идет по берегу Волги, усаженному деревьями, до моста, к которому спуск и подъем довольно круты. Мост через Волгу на плашкоутах, длиною 85 сажень, весною снимается, и переправа недели две и более производится посредством самолета, поднимающего самые большие тяжести».
«На зиму становится временный мост на сваях через реку Волку взамен разводимому на плаштоках»
Наплавной (плашкоутный) мост просуществовал в Твери два с лишним столетия. Вместе с тем, и растущие потребности города, и сезон половодья способствовали тому, что водная переправа теряла свою работоспособность, к тому же годовое обслуживание моста обходилось Твери в 15 тысяч рублей. Еще в начале XIX века генерал-губернатором Твери принцем Георгом Ольденбургским на Высочайшее одобрение был представлен проект постоянного «чугунного на каменных быках моста» через Волгу, строительство которого не состоялось по причине началом освободительной войны с Наполеоновской Францией 1812 года.
Проекты возведения постоянного моста в Твери возрождались в сороковых и восьмидесятых годах XIX столетия, последний в 1895 году — инженера-технолога В.Ф. Точинского. В 1897-1900 годах началось сооружение постройки. Работы возглавил чешский инженер путей сообщений Л.И. Машек.
5 (18) апреля 1900 года Санкт-Петербургская газета «Новое время» поместила заметку о возведении постоянного моста в Твери, а 8 сентября состоялось торжественное открытие. Однако, новый Староволжский мост — пожалуй, главного символа современной Твери, не покрыл потребность тверичей в скорой на руку Петровской постройке.
Но вернемся к тверским дням Петра Великого. В один из приездов Государь останавливался в деревянных палатах тверского купца Алексея Григорьевича Арефьева, о чем свидетельствует В.И. Колосов в своих сочинениях «Петр Великий в Твери» (Тверь, 1903) и «Прошлое и настоящее города Твери» (Тверь, 1917). Цитата по источникам:
«Остановился царь в доме именитого купца Алексея Григорьевича Арефьева. Тут государь изволил кушать и ночевать. А подавали за обедом его любимое кушанье – жареную утку с солеными лимонами и угощали взваром. Взвар этот приготовлялся так: брали пива, брусники, клюквы, клали туда же меду и стручок перцу и потом все наливали в кандейки (род высокого горшка с узким горлом), запечатывали или замазывали да в печь ставили. Царю взвар очень понравился; кушал он его из серебряного своего ковша с орлами и с надписью вокруг, да после на память ковш-то и подарил Арефьеву. Алексей Григорьевич хороший был человек. Царь очень его жаловал, оттого и кушать у него изволил и ночевать, что уж очень тот был до народа хорош».
Известно, что по завещанию А.Г. Арефьева 1848 года в разделе между наследующими имущество родственниками действительно упоминается «серебряный жалованный ковш весом 1 фунт 8 золотников».
Об посещении Петром I дома купца Арефьева известно и из воспоминаний представительницы тверского купеческого рода Светогоровой. Ее рассказ неточен в описании событий. Скорее всего, Государь останавливался в деревянных палатах Арефьева, недалеко от которого позднее его племянником в 1764-1768 гг. был выстроен каменный дом. Ныне здесь располагается Музей Тверского быта.
Об этом посещении известно и из воспоминаний Светогоровой, однако её рассказ неточен в описании событий, о чем говорит В.И. Колосов, подводя читателя к выводу, что ночевка Государя в доме купца Арефьева никак не связана с военной компании 1700 года.
Примечательно, что Колосов считает нелишним добавить примечание о том, что Петр, ознакомившись с Тверью нашел расположение города стратегически значимым и «перед походом Карла XII на Россию в 1708 году приказал обновить и расширить ея укрепления». Заведовать работами Государь поручил Леонтию Магницкому — уроженцу Осташковской земли, русскому математику, педагогу, преподавателю математики в Школе математических и навигацких наук в Москве, автору первого в России учебного пособия по математике «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и воедино собрана, и на две части разделённая» (СПб, 1703).
Сохранились документальные исторические свидетельства о посещении Петром Алексеевичем г. Торопца в 1698 и 1706 годах.
«1698 году, когда Царь Петр Алексеевич, будучи в разных государствах, вознамерился идти во Италию: но получив ведомость в Вене, о новом домашнем мятеже и бунте, принужден скоро возродиться в свое отечество, и имея путь свой через Польшу, проезжал через Торопец. При входе Его Величество в сей город встретился с ним здешний купец Федор Туфонов, у старых кузнец, коему от Него повелено было, вести Его Величество в свой дом, от коего по малом отдохновении изволил отчаливать в Москву».
«1706 года, Марта 17 дня, Он же Царь Петр Алексеевич проезжал нечаянно паки через Торопец. О сем услыша, собралось вдруг множество людей, которые прихода Его Величества с несказанною радостью ожидали».
Однако, пребывание его в конце XVII века, описанное торопецким священником и историографом Петром Иродионовым, подверг сомнению историк, профессор Московского университета Иван Побойнин. По его мнению, Петр I останавливался в городе только 17 марта 1706 года, о чем свидетельствует запись в «Походном и путевом журнале Петра I»:
«Его Царское Величество из Минска путь свой изволил взять назад через Смоленск и Торопец...»
В Торопце отмечался день тезоименитства царевича Алексея Петровича — 17 марта. Осмотрев достопримечательности города и отобедав в доме коменданта, Великий Государь проследовал на Великие Луки.
После посещения Петром I Желтикова Успенского монастыря во исполнение данного им обета по случаю выздоровления царевича Алексея Петровича, была выстроена каменная церковь во имя Алексея, человека Божия (освящена 12 сентября 1709 года).
«Въ первыхъ годахъ осьмнадцатаго столетня болезнь Царевича церковь Алексея Петровича побудила Петра Великаго въ Желтыкове монастыре, по обету, построить каменную церковь во имя Алексея, человека Божiя царскымъ иждивешемъ надъ монастырскими святыми вратами, отъ соборной церкви къ востоку...»
По мнению русского историка М.И. Семевского (1837-1892) Желтиков монастырь под Тверью — место заточения Петром опального цесаревича. Палаты царевича Алексея Петровича в Желтиковом монастыре (три комнаты верхнего этажа для проживания и комнаты на первом — для кухни и кладовой) предназначались для венценосных царских особ.
23 января 1703 года по Указу Петра I от 12 января того же года началось строительство канала между реками Тверцой и Цной, предназначенного соединить воды Балтики с Волгой. Первому в России судоходному каналу предстояло соединить не только две реки, но и два моря - Каспийское и Балтийское, и открыть Великий судоходный путь от Санкт-Петербурга до Астрахани.
К апрелю 1703 года на вышневолоцкие «перекопные работы» воеводам нескольких центральных российских губерний было велено направлено 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Гагарин. Техническое руководство Государь поручил пяти голландским «слюзным мастерам» во главе с Адрианом Гаутером.
Согласно преданию, Пётр I прошёл пешком от реки Цны до реки Тверцы, и сам наметил трассу будущего канала. Работа по рытью канала велась вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности.
Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Барки по большой воде прошли через канал. Газета «Ведомости» писала, что «начатое дело Божией помощью в совершенство приведено». Канал стал называться Гагаринским, позже – Тверецким.
В дальнейшем ее реконструкцией занимался сподвижник Петра I М.И. гидростроитель Михаил Сердюков (1678-1754?). Приезжая в Вышний Волочек, Царь останавливался в его усадьбе на берегу водохранилища.
«Однако и теперь еще весь смысл, значение и прелесть Волочка составляет его водная система. Она делает из него маленькую Венецию, городок незаурядный, который нельзя проехать, не заметить, и не вспомнить его потом».
19 сентября 2006 году в память о инженерном творении Петра Великого в Вышнем Волочке открыли бронзовый памятник работы Юрия Злоти.
Нашим читателям, заинтересованным в теме истории Тверского края и посещения тверских земель венценосными особами, мы советуем обратить внимание на полнотекстовую коллекцию «Царские визиты» в цифровом собрании Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького.
________________________
Материалы по теме из фонда Электронной библиотеки «Горьковки»:
Карманов, Диомид Иванович (1740-1795). Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / приготовил к изд. чл. Твер. учен. арх. ком. Владимир Колосов. - Тверь : Тип. Губернского Правления, 1893. - 165, [2], XXI с. ; 22 см. - Алф. указ.: с.I-XXI. - Издано на средства потомственного почетного гражданина, Тверского 1-й гильдии купца Николая Петровича Аваева. - Содерж.: Диомид Иванович Карманов и его сочинения / Чл. Тверск. архивной комис. В. Колосов. Исторические известия Тверского княжества, почерпнутые из общих российских летописцев, с приобщением новейших оного приключений. 1775 г.; Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах. 1778 г.; Разные мелкие сочинения.
Колосов, Владимир Иванович. Прошлое и настоящее г. Твери / составил товарищ председателя Тверской ученой архивной комиссии, хранитель музея В. Колосов. - Тверь Губернская Типография, 1917. - 186 с. ; 25 см. - Алф. указ. собственных имен: с. 181-186. - Издание Тверской ученой архивной комиссии.
Колосов, Владимир Иванович (1854-1919). Петр Великий в Твери / Вл. Ив. Колосов. - Тверь : Типо-Литография Н. М. Родионова, 1903. - 12 с. ; 23 см. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Описание второкласснаго Тверского Успенскаго Желтикова монастыря. - Тверь : Типо-Лит. Н.М. Родионова, 1908. - 32 с., [12] л. ил. ; 24 см.
Виноградов, Александр Дмитриевич. Тверь : Легенды и были / А.Д. Виноградов ; Е.А. Виноградова. - Тверь : НИИ "Центрпрограммсистем", 1992. - 84 с.
Россия. Комиссия по исследованию северной группы искусственных водных систем. Вышневолоцкая система : отчет комиссии по исследованию северной группы искусственных водных систем. - Санкт-Петербург : Паровая типо-литография Муллер и Богельман, 1891. - 224, [54] с., [2] отд. л. карт. ; 23 см.
Тверь в записках путешественников / М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования "Твер. гос. ун-т", Науч.-исслед. центр твер. краеведения и этнографии, Твер. обл. общество книголюбов ; изд. подготовлено Е. Г. Милюгиной, М. В. Строгановым. - Тверь : Книжный клуб, 2012. - 21 см. - Вып. 1 не пронумерован. - Вып. 4. : Водные пути Верхней Волги. Конец XIX - первая треть XX века. - 2015. - 400 с.: ил. - [Оригинал-макет издания. На правах автора].
________________________
В работе над публикацией использованы полнотекстовые материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Российской национальной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки России, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусеваа; Донской Государственного публичной библиотеки, исследования члена Союза писателей России, Почетного работника культуры и искусства Тверской области, краеведа, издателя, Лауреата литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области Е.И. Ступкина (г. Вышний Волочек), а также интернет-проекта «Царские визиты : представители Дома Романовых на Тверской земле» Краеведческого информационного центра ТОУНБ им. А.М. Горького.
________________________
Процесс оцифровки изданий из фонда краеведческой литературы и фонда Редких книг Тверской областной библиотеки продолжается. Электронные копии доступны для свободного чтения в режиме 24/7.
Больше новостей на официальном сайте Электронной библиотеки «Горьковки». При использовании материалов ссылка обязательна.
________________________
Мы не занимаемся рекламой. Мы сохраняем печатное наследие для будущих поколений. ПОДДЕРЖИТЕ НАШ КАНАЛ — ПОДПИШИТЕСЬ!