Найти тему

Введение в литературные течения

Классицизм

Происхождение: Впервые сформировался во Франции. Был популярен в XVII — начало XIX века.

Характерная мысль: «Сизиф с камнем не может быть образом человечества… века служат разуму лестницею, по которой возвышается он к своему совершенству, иногда быстро, иногда медленно.» Н.М. Карамзин

Характерные особенности: Так или иначе, на любое литературное направление огромное влияние оказывают конкретные социально-исторические события. Эпоха Просвещения, главным событием которой стала Великая французская революция (1789—1794),опрокинувшая устои феодализма и абсолютизма и открывшая дорогу новым буржуазным общественным отношениям (следует помнить, что определяющими мировое развитие также стали промышленная революция в Англии и война за независимость английских колоний в Америке) оказала огромное влияние на Классицизм. Литераторы стали просветителями и воспринимали себя как людей, несущих в общество прогресс, образование и науку. Они выступали против любого угнетения народа. Просветители боролись с идеалистической философией, а вследствие этого и с религией. Просветители подчинили свое творчество задачам переустройства общества и провозгласили принцип активного воздействия художника на человека и на все общество в целом. Они считали, что искусство, и особенно литература, обладает воспитательной, организующей и мобилизующей силой. Просветители твердо верили, что народы терпят рабство потому, что их держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству разума, установлению царства свободы, равенства и братства. 

Основные признаки:

— Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

— Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 

— Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия. 

— Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами.

— Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, ода, трагедия; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.

Представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен, М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин, И. Крылов, Вольтер, Д. Свифт 

Что читать в первую очередь: П. Корнель «Сид», Ж.-Б. Расин «Андромаха», Вольтер «Цезарь», Д. Фонвизин «Недоросль», Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Что после: Литераторы-просветители, сформулировав идею равенства, заявили о внесословной ценности человека! Так появляется новый герой — простолюдин. Писатели провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого человека. Тем самым они содействовали укреплению широкого литературного движения, получившего в последней трети 18-го века широкое распространение почти во всех странах Европы и названного сентиментализмом.

Сентиментализм

Происхождение: Зародился в Англии в начале XVIII века. В Европе был популярен с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Характерная мысль: «Отличительная черта 19 века — возрастающая жажда сильных чувств. 19 век будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца. Нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная для народа.» Стендаль

Характерные особенности:Сентименталисты провозгласили чувство, а не разум важнейшим свойством человеческой природы. Отсюда повышенный интерес к внутренней душевной жизни простого «естественного» человека. Всплеск чувствительности был реакцией и протестом на рационализм и строгость классицизма, ставившего эмоциональность вне закона. Однако расчет на разум как на решение всех социальных и нравственных проблем не оправдался, что предопределило кризис классицизма. Сентиментализм поэтизировал любовь, дружбу, семейные отношения, это по-настоящему демократичное искусство, поскольку значимость человека определялась отныне не его социальным статусом, а способностью сопереживать, ценить красоту природы, быть как можно ближе к естественным началам жизни. В произведениях сентименталистов часто воссоздавался мир идиллии - гармоничной и счастливой жизни любящих сердец на лоне природы. Герои сентиментальных романов часто проливают слезы, много и подробно говорят о своих переживаниях. Современному читателю все это может показаться наивным и неправдоподобным, однако безусловной заслугой искусства сентиментализма является художественное открытие важных законов внутренней жизни человека, защита его права на частную, интимную жизнь. Сентименталисты утверждали, что человек создан не для того лишь, чтобы служить государству и обществу, - он имеет неоспоримое право на личное счастье. 

Основные признаки: 

— Внимание к внутреннему миру человека.

— Ведущая тема — тема смерти.

— Игнорирование обстоятельств — им придается второстепенное значение; изображение чувств простого человека — основа жанра. 

— Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие.

Представители: Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж. -Ж. Руссо, И. Гете, Н. Карамзин

Что читать в первую очередь: Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», С.Ричардсон «Кларисса Гарлоу», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза»

Что после: Романтизм возникает из-за роста индивидуального начала в сентиментальном мире культуры, когда человек все больше осознавал свою уникальность, суверенность от окружающего мира.

-2

Романтизм

Происхождение: Зародился в Германии в конце XVIII века — первой половины XIX века.

Характерные особенности: Романтики провозглашают абсолютную самоценность личности, они открыли для искусства сложный, противоречивый мир человеческой души. Романтизму свойственен интерес к сильным ярким чувствам, грандиозным страстям, ко всему необычному: к историческому прошлому, экзотике, национальному колориту культуры народов, не испорченных цивилизацией. Любимые жанры - новелла и поэма, которым присущи фантастические, гиперболизированные сюжетные ситуации, сложность композиции, неожиданность финала. Все внимание сосредоточено на переживаниях главного героя, необычная обстановка важна как фон, который позволяет раскрыться его мятущейся душе. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, баллады - также заслуга романтиков. Герой-романтик стремится к абсолютному идеалу, который ищет в природе, героическом прошлом, любви. Повседневность, реальный мир видятся ему скучными, прозаичными, несовершенными, т.е. абсолютно не соответствующими его романтическим представлениям. Отсюда возникает конфликт между мечтой и действительностью, высокими идеалами и пошлостью окружающей жизни. Герой романтических произведений одинок, не понят другими, а потому либо отправляется в странствие в прямом смысле слова, либо живет в мире воображения, фантазии, собственных идеальных представлений. Любое вторжение в его личное пространство вызывает глубокое уныние или чувство протеста. 

Основные признаки: 

— Безнадежность и отчаяние, страх перед обществом.

— Обращение к вечным идеалам(красота, любовь), разлад с действительностью; идея «эскапизма» — бегства романтического героя в идеальный мир.

— Двоемирие. Чувства и желания человека находятся в противоречии с окружающей действительностью.

— Самоценность жизни.

— Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

Представители: П. Б. ШеллиЛ. Г. Байрон,Ф. Р. Шатобриан, М. Лермонтов, Эдгар Аллан По, В. Гюго

Что читать в первую очередь: И.В. Гете «Страдания юного Вертера», Ф. Шиллер «Разбойники», Л.Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», М. Лермонтов «Мцыри», В. Гюго «Отверженные»

Реализм

Происхождение: Сформировался как жанр и был наиболее популярен в XIX — XX веках. 

Характерная мысль: «Не чудеса склоняют реалиста к вере. Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры.» Федор Достоевский 

Характерные особенности: Реализм стремится к познанию и раскрытию всего многообразия социальных, культурно-исторических, нравственно-психологических процессов и явлений с их особенностями и противоречиями. За автором признается право освещать любые стороны жизни без ограничения тем, сюжетов, художественных средств. Реализм XIX века творчески заимствует и развивает достижения более ранних литературных направлений: у классицизма - интерес к социально-политической, гражданской проблематике; у сентиментализма - поэтизацию семьи, дружбы, природы, естественных начал жизни; у романтизма - углубленный психологизм, постижение внутренней жизни человека. Реализм показал тесное взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы людей, его интересует повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Герой реалистического произведения - обычный человек, представитель своего времени и своей среды. Один из важнейших принципов реализма - изображение типичного героя в типичных обстоятельствах. Русскому реализму присуща глубокая социально-философская проблематика, напряженный психологизм, непреходящий интерес к закономерностям внутренней жизни человека, миру семьи, дома, детства. Любимые жанры - роман, повесть. Расцвет реализма - вторая половина XIX века, что отразилось в творчестве русских и европейских классиков.

Представители: Ч. Диккенс, У. Теккерей, Стендаль, О. Бальзак, Ги де Мопассан, Г. Флобер, М. Лермонтов, Н.Гоголь, А. Пушкин, И. Гончаров, Л. Толстой, А. Чехов, И. Тургенев, Ф. Достоевский 

Что читать в первую очередь: Стендаль «Красное и черное», Ф. Достоевский «Братья Карамазовы», Н. Гоголь «Мертвые души», О. Бальзак «Отец Горио»

-3