«Что же делать?» – этот вопрос сейчас часто можно услышать от людей в стране, когда вспоминается неудачная попытка цветной революции в 2020 году. Но все чаще провластные эксперты с большего характеризуют происходившее как бунт.
«Мы содержим по 10 бюджетников с наших налогов»
В общих чертах лично я бы охарактеризовал лозунг прошлого года словами Ленина«Пролетариату нечего терять, кроме цепей, а приобретет он при помощи демократизма весь мир» из его работы «Две тактики социал-демократии в демократической революции». Правда, несмотря на все попытки поднять именно пролетариат (они с треском провалились), вовсю сверкала пятками псевдобуржуазия и недоаристократия. В частности, одним из сильных активов протестов являлись айтишники, которые получают высокую зарплату в республике.
Имели место быть такие фразы, как «мы содержим по 10 бюджетников с наших налогов», правда лишь от подоходного налога эта цифра и шла. И то до недавнего – лишь 9% вместо нынешних 12. А вот кого там они содержат – тишина.
В IT-отрасли численность специалистов достигает примерно 100 тысяч человек, что почти в 2 раза меньше, чем в здравоохранении (175 тысяч – 123 тысячи сотрудников медперсонала и около 42 тысяч врачей). Это сопоставимо с количеством работников, занятых в отрасли снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой (95 тысяч человек).
Не будем забывать, что социальные отчисления в ФСЗН айтишники платят не от своей начисленной заработной платы, а от СРЗП (средней республиканской заработной платы), которая на сегодня составляет 1471 рубль 70 копеек. При этом у нас социально ориентированная экономика и согласно отчету Министерства финансов 40% бюджета направлено на социальную сферу. Так что про содержание айтишниками остальных – это сказки для бедных, как говорится.
6188 рублей 10 копеек – номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в сфере IT за второй квартал 2021 года.
Кроме того, когда специалисты IT заболевают онкологическими или сердечно-сосудистыми заболеваниями (самые распространенные причины смерти в Беларуси), нагрузка на лечение ложится не на их работодателей и даже не на страховые компании, а на государство. И никто им не припоминает источников финансирования, так как пациент для врача не имеет приоритета по принципу толщины кошелька.
Ученье – свет?
Но откуда же сформировалось подобное невежество и неуважение к стране? Наплевательское отношение к истории последнего века и к мнению старшего поколения, которое знает, о чем говорит?
В основном это образование, о чем и поговорим.
Культ молодости был всегда
Одну из моих любимейших цитат использовал на телеканале ОНТ в интервью Марату Маркову блогер Олег Левандовский. Он процитировал фразу Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании. Хотя обычно ее приписывают другому дважды премьер-министру Великобритании XIX века Бенджамину Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
Если посмотреть сегодняшние учебники истории, а это можно сделать на сайте uchebniki.by, то нельзя не ужаснуться всему тому, что в них излагается по каждому предмету.
В частности, возьмем историю и проанализируем способ подачи материала:
- Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Княжество Польское – красочные иллюстрации. Не сказать, что много цифр, повествование идет практически в манере историй «Игры престолов» или саги о Гарри Поттере по своей сути. Даже диалоги можно прочитать, воссозданные в рамках событий благодаря яркой фантазии авторов.
- СССР и Великая Отечественная война – зачастую серые, невзрачные фото, огромное количество цифр, холодная подача материала, сухая хроника событий. По итогу обсуждения подобной темы с другими журналистами и специалистами в сфере медиа люди практически единогласно заявили, что нельзя подавать так много информации в виде сухих цифр детям. Они не способны воспринять большой объем данных, не имеющий никакой подсознательной ассоциации.
Я стал свидетелем того, как в ходе одного из мероприятий, на котором был спикером член нашего Национального собрания, поступил вопрос из зала: женщина долго и красочно расписывала прелести Великого Княжества Литовского. Я еле сдержался, чтобы не встать и не спросить у аудитории:«Могут поднять руку те, чьи родственники до 3-го колена жили в ВКЛ? А теперь те, кто родился и жил при Советах? И чьи родственники жили в это время…» Думаю, ответ был бы очевиден. Избыточная романтизация событий далекого прошлого и убогая серая подача материала последнего века – ключевого и переломного для истории нашего государства – как раз и формируют вот это ощущение «убогого совка» у детей. Ведь если спросить на улице подростка что такое ГУЛАГ, даже требуя расшифровки аббревиатуры (Главное управление исправительно-трудовых лагерей), то ответ будет следующим: место, куда ссылали миллионы несогласных и где их потом убивали.Тогда как нет даже малейшего представления о том, что ГУЛАГ существует и сегодня, только в России он называется ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний), а в Беларуси это ДИН (Департамент исполнения наказаний). И это не место, а неотъемлемый элемент пенитенциарной системы, которая существует в каждой цивилизованной стране мира.
Подобное отношение к прошлому своих родителей, бабушек и дедушек лишь усиливает антагонизм по отношению к их мнению касаемо восприятия окружающего мира, политики и экономики. Вот другая хорошая цитата ранее упомянутого Дизраэли: «Молодость – заблуждение, зрелый возраст – борьба, старость – сожаление».Люди в возрасте, которых более молодые иногда именуют, как «моя поехавшая бабка», уже десятилетиями формировали свое отношение к тем или иным вопросам, вели раньше такие же споры со своими ровесниками и людьми постарше. Лишь спустя долгие годы они сформировали осознанное мнение. А теперь ученик в школе воспринимает школьную программу как авторитетный источник. Приходит домой и заявляет близким: «Ты кто такой, чтобы сомневаться в учебнике?», хотя он даже сам не понимает его из-за несоответствующей возрасту и современным интересам подачи материала.
Приведу пример, как подается история. Материал взят недавно для анализа из американского учебника для более углубленного изучения истории – Western Civilization: Since 1500. Для американских студентов элитных учебных заведений участие СССР во Второй мировой войне освещено лучше и позитивнее, чем в наших. Зачем? Чтобы местная элита понимала: их геополитический враг силен, коварен и опасен.
Особенно завораживают письма немецких солдат с фронта. Хронику ведет один из фрицев. Сначала тот пишет домой, что все очень рады и воодушевлены, но последние письма уже со словами истерики. Мол, русских не сломить. Они даже в мороз идут без остановки, а германские солдаты так истощены, что даже нет сил убегать от разрывных снарядов.
Понимаете разницу? Идеологический антагонист стран бывшего Советского Союза, их перспективные политики и экономисты, гораздо лучше знают геополитического противника.
Собственно, почему лично я критикую избыточное количество цифр в аспекте вопроса последнего века? Если речь идет о количестве жертв во время войны, об экономических показателях того же Советского Союза в до- и послевоенное время… На мой взгляд, здесь полное отсутствие ассоциаций с реальной жизнью у учеников.
Что такое для школьника 65 тысяч километров железных дорог, которые были уничтожены в СССР в войну? Хорошо, можно сравнить с экватором.
А что значит цифра – 27 миллионов погибших только в период военных действий? Судя по этим учебникам, ничего. Ведь не у каждого школьника на войне погибли родственники, он даже не знает, что такое смерть. А на планете так вообще свыше 7 миллиардов людей, подумаешь... Так это понимать теперь?
За счет подобной сухой и академической подачи материала произошло обесценивание тех потерь, в первую очередь людских, которые понесло человечестве в итоге каждого вооруженного конфликта. Необходимы примеры из реальной жизни. И не население какой-нибудь страны, как тот же Кот-д’Ивуар, где сейчас живет 27 миллионов. Сравнение неизвестного с неизвестным.
Лучше привести пример, что есть каждая человеческая жизнь. Один погибший солдат – это отец в семье, одной квартире. Дать понять ученику, сколько это квартир в доме, сколько домов. И показать на карте наших городов, сколько бы опустело жилищ вот прямо сейчас, случись это сегодня. Нужны параллели с реальностью.
Я лучше в тиктоке посижу
Тут мы возвращаемся к вопросу графического оформления учебных материалов. Логика же какая? Давайте сделаем обертку получше, красивый учебник и картинки – все будет хорошо! Правда, «хорошее» – понятие относительное. И про ужасное оформление школьных учебных пособий недавно писала художница Светлана Жигимонт, сравнив оформление современных учебников и советских. Тут я приведу дословную цитату: «Иллюстрация 1964 года выполнена в стиле реализма. Выполнена очень добротно. Обратите внимание на гармоничную композицию в виде двух диагоналей, которые создают динамику движения группы детей в сторону зрителя. В листе нет ни переполненности, ни неоправданно пустых пятен. Художник идеально владеет линейной перспективой, грамотно уменьшая фигуры. Художник – прекрасный рисовальщик: все фигуры пропорциональны, прекрасно передано движение, характеры, дети взаимодействуют между собой. Даже без какого-либо намека на пол (землю), фигуры заземлены, устойчивы. Гармонично и цветовое решение: сбалансированы теплые и холодные пятна, они ритмично повторяются, нет лишних выбивающихся цветов, которые могли бы раздробить композицию. Все цельно, есть впечатление завершенности.
Что же с современной иллюстрацией не так? На самом деле – все! Нет стиля. Да, не обязательно оформлять книгу в реалистичной манере, но стиль должен быть. Стиль же данного оформления можно отнести только к художественной самодеятельности весьма низкой пробы. Почему? Композиции нет, ведь не назовешь же композицией забор из мальчика, девочки и букваря. Все разваливается и зияет пустотами. Больше всего внимание зрителя привлекает дорожка из тротуарной плитки. Художник не владеет рисунком: фигуры непропорциональны, нелепы, не заземлены, все криво и косо, выражения лиц дебильны. Цветовое решение в стиле бабушки из деревни, которая надела платок, платье и фартук с разными принтами, а вдобавок еще и серые ботинки. Это безвкусица и непрофессионализм».
Фото взято со страницы Светланы Жигимонт в телеграме (@art_svetlana_zhigimont)
Кроме того, что иллюстрации просто отвратительные, данные в учебниках той же географии, истории, биологии, химии и прочих опять же носят избыточно академический характер, вопреки клиповому восприятию мышления, когда нужны триггеры, а не наборы данных. Ребенок сам найдет информацию в интернете, если его заинтересовать. Не нужно заставлять учить объем добываемой медной руды в Аргентине по данным 5-летней давности, ведь ГОК уже может быть закрыт на сегодня.
Попытка «начитать» детей в наши дни – это заведомо проигрышный вариант. В эпоху интернета, мессенджеров и «симпл-димплов» необходимо возвращаться к умению найти информацию – как в условиях ее нехватки без интернета, когда приходилось ходить по библиотекам. Интернет – та же библиотека данных. И если не учить искать информацию и подвергать критическому мышлению, классификации, это сделают за вас те, кто больше вложил в свою рекламу для выдачи в поисковике как можно выше. А может, и целенаправленно продвигает деструктивные антигосударственные идеи. И если не давать базис общего положения дел в государстве и мире, то пытливый детский ум впитает всякую гадость. И поверьте, принцип замещения мусорного контента «полезным» школьным не работает, так как первое привлекательно для молодого дарования, а второе же «насаждают предки».
«Это же было давно! Что вы меня лечите, кому мы нужны?»
Вот тут мы затронем вкратце фундаментальную проблему системы среднего образования – цель. Задумайтесь на секунду: что способен сделать школьник в свои 17-18 лет к выпуску из среднего учебного заведения, если не дай бог что случится с родителями? Ничего. Так как перед нами великовозрастный дурак, простите за мою прямоту.
Что дети знают о стране, в которой живут? Отвечу просто: ничего. Лишь в честь каких генералов и маршалов названы улицы – в лучшем случае.
Статистика протестов прошлого года показала, что основную массу недовольных граждан составляли люди в возрасте 25-35 лет. Те, кто не застал в сознательном возрасте распад Советского Союза и не представлял, что такое 90-е. А знаком с этим временем лишь отчасти. По рассказам старших и по жвачке Love is. Если раньше многие вопросы финансов граждан государство брало на себя, люди распоряжались личным бюджетом, то сейчас уже необходимо понимать специфику рынка где работаешь, курсы валют, изменения в налогообложении и социальных отчислениях. Даже на банальный вопрос, с которым сталкиваешься, приходя в магазин: что такое НДС? – выпускник школы не ответит.
Вместо того чтобы в последние годы учебы дать больше предметов прикладного характера, что применимо в реальной жизни, в быту, детей на принудительной основе, невзирая на предполагаемый дальнейший профиль обучения, накачивают информацией, которая еще по итоговым баллам влияет на шанс поступления. К примеру, чтобы стать юристом надо постараться в химии и физкультуре. Экономисту нужны астрономия и физика. На карьеру разработчика может повлиять балл по белорусской литературе и географии.
Спросите выпускника школы спустя год, сможет ли он рассказать о строении инфузории-туфельки или же посчитать уравнение химической реакции органических соединений. Ответ очевиден. Не лучше ли в последний год-два сделать часть предметов факультативами и добавить в обязательные такие, как основы экономики, политики и управления, философии и психологии, статистики…
Прошу невероятного? Странно, эти же предметы я изучал наряду с другими обязательными в колледже в Великобритании, пока учился там и подтверждал наше среднее образование, так как тогда еще его не принимали и невозможно было поступить в высшее учебное заведение с нашим свидетельством о полном среднем образовании.
Почему подобные предметы стоит давать в школе? В вузы поступают не все, а вот среднее образование у нас в государстве обязательное.
Хочу отметить, что для учеников 8-9-х классов, наконец, ввели с этого года предмет «Основы финансовой грамотности», что является прорывом для нашей системы образования. Ведь как уже писал, может, уже начнут давать информацию, не оторванную от реальности, а применимую к жизни. На примере налогов, расходов и цепочки логистики банальной булочки в школьной столовой, которую там хотя бы раз да покупает каждый школьник.
Великое Министерство образования
Есть один интерес по Министерству образования: вопрос автоматизации и информатизации процессов. Электронный дневник и цифровые сертификаты ЦТ, возможность запросить диплом не в школе, а автоматически переведенный на основные языки транскрипт свидетельств. Список можно продолжать. Есть ли это? Нет.
На весеннем мероприятии GBC (Government Business Citizen), посвященном информатизации государственного управления, взаимодействию с гражданами и бизнесом, меня больше всего удивил отчет именно Министерства образования. Это единственная структура, которая отчиталась не о проделанной работе и внедренных проектах, а лишь обозначила какие-то планы, что будут, вероятно, переложены из папочки «2021» в «2022» и так далее, пока не потеряются. И да, одной из отличительных черт отчета являлось то, что успешно освоено чуть менее 100% выделенного бюджета на закупку досок, электронных столов и прочего оборудования. Видимо, представитель перепутал с отчетом премьер-министру. А лично мне это напомнило ситуацию с формированием бюджета госведомств в 90-е, когда неизрасходованные средства в экстренном порядке сливали на закупки техники, на чем тогда как раз и поднялись так называемые коммерсы. Ксероксы, факсы и тому подобное. Ведь если не израсходовать бюджет, то на следующий год его сократят на этот самый излишек. Пока одни внедряют проекты и взаимодействуют, лоббируют изменения законодательства в кооперации с Минюстом, у нас школьники в 2021 году до сих пор носят бумажки сертификатов о сдаче ЦТ.
Мысль напоследок
Выпускники школы, достигшие 18 лет, приобретают юридическое право голосовать на президентских выборах. А какой выбор они могут сделать, не зная по факту ничего о стране, вектор развития которой им предлагается взамен? И то, что будет в детях заложено на уровне школы, а позже в вузах, напрямую влияет на осознанность выбора, говоря про депутатов и президентов, не упоминая уже про банальную пользу в повседневной жизни. Если у нас есть система образования, которая по выпуску из школы позволяет на полном серьезе кому-то произносить такую глупость, как «денег на 3 дня», пытаясь неловко и даже порой неосознанно экстраполировать ситуацию с кризисом продовольственных поставок муки в итоге «эффективного» управления государством Кебичем и Шушкевичем, что решил Александр Лукашенко после прихода к власти, то пора уже всерьез задуматься, кого же наша система образования готовит и готовит ли вообще, банально занимая детей и подростков чем-то, пока родители на работе. Система образования учит думать своей головой, применять знания и искать новые или же дрессирует помнить, что кто-то сказал, и верить на слово, не удосуживаясь проверять. Ведь ты не знаешь, где и как. Если второе, то не стоит удивляться, если протесты повторятся и станут более массовыми, когда следующая «партия» электората подрастет к 2025 году, а выпускников можно будет смело назвать владельцами «диплома о средней деградации».
Текст Ильи Бегуна
Фото из открытых источников
Карикатура Антона Островского